Процессы коррозии создают опасность при эксплуатации подшипников и наносят значительный материальный ущерб. Предотвращение коррозии повышает надежность, срок службы подшипников, безопасность эксплуатации железнодорожного транспорта, а также удовлетворяет требования потребителей к качеству и товарному виду подшипников. Специалисты СПЗ постоянно работают в этом направлении, недавно на предприятии закончены испытания новой антикоррозийной пленки. Традиционным методом противокоррозионной защиты является консервация подшипников ингибированным маслом с дальнейшей упаковкой их в парафинированную бумагу и полиэтиленовую пленку. Однако применение масляных консервационных составов небезопасно для здоровья персонала и окружающей среды. Процессы консервации к тому же являются трудоемкими и пожароопасными. Потребитель подшипников в свою очередь вынужден промывать и протирать подшипники от консервационного состава перед установкой их в буксу и утилизировать промасленную упаковку. Одним из современных и экологически безопасных видов противокоррозионной защиты металлоизделий при хранении и транспортировке является упаковка их в противокоррозионную полиэтиленовую пленку - «сухая консервация». Противокоррозионная полиэтиленовая пленка используется взамен консервационного масла, парафинированной бумаги и обычной полиэтиленовой пленки. При этом значительно упрощаются процедура консервации для изготовителя (из технологического процесса исключается операция консервации, применение нескольких слоев различного упаковочного материала, улучшаются санитарно-гигиенические условия рабочих мест участка консервации) и процедура расконсервации для потребителя (не требуется удаление консервационного масла, исключаются затраты на технические моющие средства и утилизацию промасленного упаковочного материала). Противокоррозионная пленка представляет собой полиэтиленовую пленку, на внутреннюю поверхность которой нанесен слой (до 30 % толщины пленки), содержащий летучие и контактные ингибиторы коррозии. Ингибиторы вводятся по специальной технологии на стадии изготовления пленки. Применяемые ингибиторы коррозии не токсичны и не загрязняют окружающую среду. Противокоррозионное действие их заключается в том, что содержащийся в защитном слое ингибитор после упаковывания защищаемой детали испаряется и переносится на поверхность детали, создавая абсорбированный химически чистый мономолекулярный слой. В случае попадания или конденсации влаги на поверхность металлоизделия, молекулы ингибитора гидролизуются и образуют на поверхности детали тонкую защитную пленку. Слой ингибитора сохраняется в течение всего времени нахождения металлоизделия в упаковке. При нарушении упаковки абсорбированный мономолекулярный слой ингибитора продолжает обеспечивать противокоррозионную защиту металлоизделий. Противокоррозионная полиэтиленовая пленка может использоваться для защиты металлоизделий любой конфигурации. В ЦЗЛ Степногорского подшипникового завода проведены испытания четырех типов противокоррозионной полиэтиленовой пленки «Бигвест» (А, Б, В, Г) и одного типа противокоррозионной полиэтиленовой пленки CORТЕС VpCl-126 BLUE с целью оценки их защитной способности и определения возможности перехода на «сухую консервацию». Изготовителем пленки «Бигвест» является совместное Белорусско-Китайское предприятие ООО «Бигвест», г Минск. Изготовителем пленки CORTEC VpCl-126 BLUE является представитель Cortec Corporation (USA) в России ООО «Кортек Рус», г. Москва. На СПЗ испытания проводились в лабораторных имитационных условиях в агрессивной атмосфере насыщенного раствора хлористого калия при относительной влажности до 80% и температуре от 20 до 280 град. C. Объектом испытаний были детали железнодорожных подшипников, изготовленные из стали ШХ15СГ и из латуни ЛЦ40С. Все детали предварительно прошли окончательный контроль на отсутствие коррозионных повреждений, были обезжирены и запаяны в герметичные пакеты. В течение трех месяцев проводился еженедельный визуальный осмотр поверхностей деталей на отсутствие коррозионных повреждений и пятен контакта в местах соприкосновения стали и латуни. По результатам испытаний было установлено: По противокоррозионной полиэтиленовой пленке «Бигвест»: - тип А обладает слабой защитной способностью и не может быть рекомендован для защиты металлоизделий. В процессе испытаний ингибитор коррозии кристаллизовался, поверхность деталей покрылась белыми кристаллами; - тип Г вызвал потемнение (окрашивание) шлифованной поверхности стали ШХ15СГ и не может быть рекомендован для защиты металлоизделий; - типы Б, В обладают хорошей защитной способностью и могут быть рекомендованы для защиты металлоизделий от атмосферной коррозии взамен ингибированного масла. По противокоррозионной полиэтиленовой пленке «CORТЕС VpCl-126 BLUE»: - полиэтиленовая ингибированная пленка CORTEC VpCl-126 BLUE обеспечивает антикоррозионный срок защиты изделий из стали ШХ15СГ и латуни ЛЦ40С не менее 24 месяцев; - пленка CORTEC VpCl-126 BLUE может быть рекомендована в качестве защитного противокоррозионного материала в виде герметичных пакетов для хранения и транспортирования железнодорожных подшипников в условиях умеренно-холодного и морского тропического климата. Пленка CORTEC VpCl-126 BLUE прошла испытания во Всероссийском научно-исследовательском институте корррзии и имеет положительные рекомендации к применению. Лабораторные испытания пленки CORTEC VpCl-126 BLUE провели также Волжский подшипниковый завод, компания «Автоваз». По результатам испытаний было сделано заключение, что противокоррозионная пленка CORTEC VpCl-126 BLUE обладает хорошими защитными свойствами и обеспечивает гарантийный срок хранения металлоизделий не менее двух лет при герметичной упаковке. Пленка CORTEC VpCl-126 BLUE допущена к вторичной переработке. В настоящее время СПЗ прорабатывает вопрос о возможности поставки одному из потребителей опытной партии железнодорожных подшипников, упакованной в противокоррозионную полиэтиленовую пленку CORTEC VpCl-126 BLUE. Г.Г. Калифатиди, начальник химико-технологической лаборатории ЦЗЛ АО «СПЗ»
|