«В первом квартале мы видим положительный тренд. Мы ожидали некоторой стабилизации, однако рады видеть столь положительную динамику. Это особенно касается сегмента тяжелых грузовиков», — отмечает председатель Комитета производителей коммерческого транспорта Борис Биллих. При подведении итогов все автомобили были разделены на следующие 4 сегмента: легкий коммерческий транспорт полной массой от 2,8 до 6 тонн; средние грузовики полной массой от 6 до 16 тонн; тяжелые грузовики полной массой свыше 16 тонн; автобусы (их было продано настолько мало, что на статистике это практически не отразилось). Так, в сегменте средних грузовиков продажи сократились с 976 штук в I квартале 2009 года до 893 штук в 2010 году, или на 9%. Эксперты отмечают, что поскольку этот сегмент рынка очень мал, его итоги выглядят несколько хуже, чем динамика по рынку в целом, которая более заметна в сегменте тяжелых грузовиков. Он вырос на 87% — с 1,068 тыс. единиц в I квартале 2009 года до 1,995 тыс. единиц в 2010. Продажи автобусов также увеличились — с 24 штук за первые три месяца 2009 года до 38 штук за аналогичный период в 2010 году. При этом лидерами в категории автомобилей грузоподъемностью до 6 тонн стали отечественные марки. Первую строчку в рейтинге здесь занимает продукция «Группы ГАЗ». В I квартале было продано 10,8 тыс. «ГАЗелей» и «Соболей» (+11%). На втором месте — продукция Ульяновского автозавода — 3,594 тыс. автомобилей (+21%). Третье место занимает итальянский Fiat с 1,891 тыс. проданных автомобилей Ducato и Doblo Cargo (+56%). Абсолютным рекордсменом по темпам роста продаж стал Hyundai, занявший четвертое место в рейтинге реализации за квартал. Продажи его модели Porter составили 922 автомобили, что в 4,6 раза больше, чем в I квартале 2009 года. Стоит отметить, что на рост продаж легкого коммерческого транспорта, производимого в России, могла повлиять и госпрограмма по утилизации старых автомобилей. Так, легкие грузовики Fiat, «ГАЗ» и «УАЗ» попали в список утилизационной программы. Реализация машин, не вошедших в льготный список, в основном падала или осталась на прежнем уровне. Самый впечатляющий рост продаж зафиксирован среди тяжелых грузовиков массой более 16 тонн. Чемпионом стала немецкая MAN, реализовавшая на российском рынке 484 тяжелых грузовика (+154%). За ней следуют IVECO, продавшая 393 тягача, что в 7,7 раз больше, чем за аналогичный период 2009 года, Scania (382, +27%), Volvo (277, +42%) и Renault, реализовавший 207 машин и увеличивший продажи в 3,9 раза. Таким образом, рост продаж тяжелых грузовиков свидетельствует об оживлении рынка международных перевозок, где в основном используются новые автомобили иностранного производства. Эксперты считают, что рост рынка коммерческого транспорта свидетельствует об улучшении ситуации в российской экономике в целом. «Хотя многое еще сложно предвидеть, мы чувствуем, что экономическая ситуация улучшается, что способствует развитию рынка коммерческого транспорта», — отметил заместитель председателя Комитета производителей коммерческого транспорта АЕБ Андрей Чурсин. Однако стал ли рост на этом рынке тенденцией, можно будет судить по итогам уже следующего квартала. Сергей Ковальченко Росбалт |