Причина такой картины лежит на поверхности - в России нет предложения подобных марок полиэтилена. Производители полиэтилена в свою очередь ссылаются на ограниченность спроса. В настоящее время Томскнефтехим и Нижнекамскнефтехим обозначили намерения выпускать данную марку. Однако дальше намерений никаких шагов предпринято не было. Скорее всего – потому, что не было выражено заинтересованности со стороны кабельщиков. Прокомментировать ситуацию мы попросили Алексея Жутяева, менеджера отделения «Провода и кабель» компании Borealis. - Какие факторы сдерживают распространение сшитых марок ПЭ в кабельной промышленности? - Сдерживающим фактором спроса на этот продукт является цена готового кабеля, это касается как низковольтных кабелей, так и кабелей средних напряжений. «Если мы говорим о кабелях низкого напряжения, - говорит Алексей Жутяев, - то там есть технические нюансы - например, кабель ПВХ-изоляции более гибкий, чем кабель полиэтиленовой изоляции. Если речь идет о кабелях среднего напряжения, то дело в особенностях эксплуатации кабелей в наших сетях – слишком отсталые системы защиты сетей. А цена выше из-за конструкции кабеля среднего напряжения: она сложнее, чем у бумажного кабеля, что значит, дороже. Причины экономического порядка – единственное, что сдерживает распространение применения сшитых марок, несмотря на то, что кабель – продукция, производство которой жестко регламентировано, в отношении разработки стандартов, технических условий ведется серьезная работа. Сегодня на отечественном рынке присутствуют два основных класса материалов: силаносшиваемые полиэтилены и перофидносшиваемые полиэтилены – все они импортного производства». - Насколько целесообразно самим кабельщикам приобретать установки для сшивки полиэтилена? - Самостоятельно приобретать установки для сшивки полиэтилена кабельщикам также невыгодно, на данный момент, есть избыток производственных мощностей экструзионного оборудования, причем как по кабелям низкого, так и среднего напряжения, а потому инвестировать в это оборудование не имеет никакого смысла. К тому же, период окупаемости может быть чрезмерно длительным. Немаловажно, что загруженность существующих мощностей составляет около 60%. - Как кризис отразился на ассортименте: есть ли тенденция к удешевлению кабеля? - На кабельном рынке кризисное сокращение оказалось существенным. Хотя по низкому напряжению оно было не очень ощутимо, и можно считать, что рынок сохранился – в 2009 году по сравнению с 2008-ым снижение составило порядка 5%, - то по кабелям среднего напряжения падение составило порядка 40-45%. Однако тенденции к удешевлению кабеля в настоящий момент нет: падение было в начале 2009 года, а сейчас рост возобновился. Хотя в отношении полиэтилена есть тенденция к повышению цены, в первую очередь, из-за роста цен на этилен. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка сшитых кабельных марок полиэтилена можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок сшитых кабельных марок полиэтилена в России» www.polymery.ru |