Наибольшую опасность в себе таит тот факт, что с таким вызовом индустрия столкнулась впервые. Во-первых, во времена СССР полимерная индустрия в том виде, к которому мы привыкли за последние годы, просто не существовала (был другой ассортимент, качество и объем). Во-вторых, значительная часть выжившей (бывшей советской) полимерной промышленности после падения внутреннего рынка смогла переключиться на внешний рынок (растущий). В настоящее время спрос сокращается по всему глобализованному миру и «бежать» просто некуда. Сокращение спроса порождает ожесточение конкуренции. Поскольку новых потребителей практически не появляется, а старые игроки выбывают с рынка, то каждый выживший клиент становится на вес золота. Из падающего спроса автоматически вытекает вторая проблема — трудность (или невозможность) получения кредита с доступной кредитной ставкой. В самом деле- если у Вас проблемы (снижение продаж, безусловно, одна из серьёзных проблем) то Вам или вообще не дадут кредит, или дадут под «акулий» процент. Соответственно, старый способ: «изменилась структура спроса — берём кредитные деньги — перевооружаемся — опять на коне» уже не работает. Поскольку падающий спрос неравномерными волнами порождает проблемы практически у всех участников рынка, то под удар могут попасть поставщики (производители) и сырья и запасных частей и расходных материалов и т.п. Выбытие проверенных поставщиков порождает потребность быстро, дёшево, с минимальным количеством ошибок (временной и финансовый цейтнот) найти и провести замену. Для такой замены часто нужны очень высококвалифицированные кадры, которые не всегда есть на предприятии. В вышеописанных ситуациях особое значение приобретает поддержка (информацией, дополнительной документацией, услугами) со стороны фирм — производителей оборудования. К сожалению, в силу различных объективных и субъективных причин не все производители оборудования в текущей ситуации могут (или хотят) оказывать пользователям своего оборудования адекватную ситуации поддержку. Часто сказывается их ориентация на продажи нового оборудования, хотя из всего вышесказанного прямо следует, что доля продаж услуг и запчастей, а также проектов по частичной модернизации ранее проданного оборудования, будет возрастать (за счёт уменьшения доли нового оборудования). И уж самым крайним случаем, когда сложно рассчитывать на поддержку производителя, является его банкротство. В последние годы набирает силу ещё одна тенденция, менее заметная, чем перечисленные выше. Опытные специалисты становятся более информационно «закрытыми», это выражается в том, что теперь за профессиональные знания, которыми раньше специалисты бесплатно и с готовностью делились с каждым заинтересованным, теперь все чаще приходится платить. Стала распространённой модель «незаменимого специалиста», которая выражается в сокрытии от коллег и работодателя важной информации, делающей её носителя незаменимым. Лёгкой формой такой «информационной закрытости» является желание обмениваться профессиональными знаниями только со специалистами своего уровня. Эта форма «закрытости» во многом оправдана, поскольку неумелое и неправильное применение даже лучших знаний часто дискредитирует и специалиста, от которого оно получено. Отчасти перемены в готовности делиться профессиональными знаниями связаны с началом доминирования среди действующих опытных специалистов поколения, обученного при капитализме. Но наибольшие проблемы отрасли порождает «потерянное поколение» высококвалифицированных специалистов. Действительно, в настоящее время большая часть действующих специалистов отчётливо делится на две группы: 1. Недавние выпускники ВУЗов. Эта группа, в силу возраста, в основном характеризуется повышенной активностью, амбициозностью, повышенной восприимчивостью к новинкам. Профессиональной особенностью этой группы является недостаточный опыт, они легко могут «наломать дров». Также, в последние годы, в этой группе набирает силу тенденция снижения фундаментальных знаний, вызванная реформами образования (с «жертвами ЕГЭ» ещё намучаемся), коммерциализацией «помощи студентам» - курсовые, дипломные работы за деньги, экзамены — с микронаушником и т.п. Про коррупцию в ВУЗ-ах даже вспоминать не хочется. В силу вышеперечисленных причин из этой группы в настоящее время, в лучшем случае, выходят узкие специалисты. Успешно реализовать сколько-нибудь масштабный (или нестандартный) проект только с такими специалистами невозможно. 2. Специалисты-профессионалы старшего поколения. Эта группа профессионалов, знания и навыки которых сформировались ещё в советскую эпоху, крайне неоднородна. Среди них встречаются и отставшие от современного уровня инженерной мысли и те, кто, вопреки возрасту, сохраняют в себе силы не отставать от прогресса. К сожалению, большинство специалистов из этой возрастной группы предпочитают не рисковать, предпочитают проверенные решения, что в свете вышеописанных тенденций отрасли часто невозможно. Все вышеперечисленные тенденции делают жизненно важной задачей проведение реконструкции и модернизации производства «малой кровью» - экономный реинжиниринг. Своими силами подавляющее большинство предприятий полимерного профиля такой процесс провести не смогут. Закономерным поэтому является увеличение спроса на услуги специализированных инжиниринговых фирм, которые не будут привязаны к продажам нового оборудования и смогут обеспечить максимальный экономический эффект при оптимальных затратах. Слабой альтернативой использованию услуг таких фирм может стать привлечение иностранных специалистов. Краткие выводы • уменьшение спроса на полимерную продукцию = ожесточение конкуренции; • нет доступа к дешёвому кредиту = трудности обновления производства; • вынужденное изменение производственных цепочек (трудности с поставками сырья, запчастей, расходных материалов и т.п.); • уменьшение (иногда — до нуля) поддержки со стороны производителей оборудования; • уменьшение «открытости» опытных специалистов; • «потерянное поколение» специалистов; • острая потребность в услугах высококвалифицированных «трансдисциплинарных» специалистов. Алексеев А.Н www.tganton.narod.ru |