Сухие и сублимированные продукты В сегменте сухих и сублимированных продуктов наилучшую динамику показывает растворимый кофе. Рост производства (фасовки) растворимого кофе в 2008 году составил 26%. В последующие годы темпы прироста снизятся до 20% (к 2010 году) и до 17% (к 2015 году). Стеклянная тара остается по – прежнему главным упаковочным материалом, однако, в настоящее время на рынке кофе наблюдается вытеснение стеклянной и жестяной тары ламинатами. В секторе сухих смесей (в том числе каши быстрого приготовления) также прослеживается замещение многослойной упаковкой картонных коробок и однослойных полимерных пакетов. В сегменте специй и приправ происходит не количественное увеличение спроса, а качественное изменение структуры спроса – речь идет о вытеснении полимерными ламинатами ламинированной бумаги. В целом спрос на ламинированную упаковку со стороны производителей сухих и сублимированных продуктов определяется главным образом тенденциями вытеснения материалов заменителей. Прогнозные значения темпов прироста спроса на ламинаты могут достигнуть в следующем году 11%, а в последующие пять лет – 15%. Замороженные полуфабрикаты В сегменте замороженных полуфабрикатов рост спроса на ламинаты обеспечивается, во-первых, активным ростом производства пельменей/вареников (20-25% в год), а, во-вторых, увеличением доли фасованной продукции. Отметим, что вновь появляющиеся на рынке упакованной продукции производители чаще всего используют упаковку на основе полипропилена, а не полиэтилена. Рост спроса на ламинаты в данном сегменте прогнозируются на уровне 21%. После 2010 года рост объемов потребления снизится до 14-15%. Молочные изделия На развитие рынка ламинатов для упаковки глазированных сырков окажут влияние только темпы роста внутреннего производства сырков. В период 2010-2015 гг. рост производства составит 2% в год. В отношении кашированной фольги следует отметить, что буквально в ближайшие два года она будет полностью вытеснена с рынка. Объем ее потребления на сегодняшний день составляет около 90 тонн. Спрос на ламинаты в 2009-2015 гг. будет развиваться в соответствии с динамикой производства. Производство мороженого в России стагнирует. Снижение рынка в 2008 году составило почти 5%. Вероятно, что в последующие два года ситуация сильно не изменится, хотя и ожидается некоторый рост спроса. После 2010 года эксперты прогнозируют стабилизацию производства на одном уровне. В связи с этим рост спроса на многослойные пленки на рынке мороженого будет происходить за счет: 1) замещения традиционных упаковочных материалов, например, в сегменте брикетов и пломбиров (вытеснения фольги и бумаги), 2) проникновения пленочной упаковки в сектор неупакованного мороженного. Речь идет о традиционном вафельном и бумажном стаканчике. Кроме того, не исключен и переход с однослойных полипропиленовых пленок на ламинаты на основе БОПП, как закономерный процесс повышения качества продукции и снижение доли производства мороженого в эконом-классе. В целом рост спроса на многослойную упаковку со стороны мороженщиков в следующем году не превысит 5-6%, а после 2010 года – 3,5%. В перспективе возможно появление существенных объемов спроса со стороны производителей творожной массы и творога. Сегодня эта тенденция уже обозначилась, однако, спрос пока незначителен. Не исключено, что через два-три года данный сегмент окажется одним из наиболее динамично развивающихся с темпами роста на уровне 10-15% в год. Бакалея В секторе макаронных изделий после 2010 года производство продемонстрирует отрицательную динамику. В виду этого основным фактором, определяющим рост спроса на многослойную гибкую упаковку становится рост доли фасованных макарон. На долю фасованной продукции приходится более 50% рынка. Надо сказать, что рынок фасованных макарон растет очень быстро – если в 2002 году на долю макарон в пачках приходилось лишь 25%, в 2003г. – 35%, то сегодня уже минимум 50%. Далее эта тенденция только продолжится, все большее и большее количество производителей будут паковать свою продукцию в пакеты. Ежегодно доля фасуемой продукции увеличиваются на 5-7%. Развитие рынка ламинатов в секторе крупяных изделий связано с двумя факторами: 1) рост внутреннего производства крупы – на 2-3% в год (вплоть до 2015 г.); 2) рост доли фасованных круп; Рынок фасованных круп в последние три-четыре года постоянно расширяется, вместе с ним растет и сегмент премиальных продуктов. Если еще 5 лет назад на долю фасовки приходилась треть продуктов, то сегодня этот показатель достигает 80%. В дальнейшем доля фасуемой продукции будут увеличиваться на 2-4%. Рост производства сахара слабо влияет на потребление упаковочных материалов – в текущем году выпуск едва ли превысит 1%. Рынок сахара еще слабо брендирован, поэтому для потребителей бренды роли не играют. Производители пытаются выделить свой продукт при помощи упаковки. Поэтому развитие рынка БОПП пленок напрямую зависит от увеличения доли упакованного сахара. Сегодня доля фасованного сахара составляет 45%, при этом доля фасуемой продукции будут увеличиваться на 5-10% ежегодно. Исходя из всего выше сказанного, в целом в сегменте бакалейных продуктов можно прогнозировать рост упаковки на уровне 4-5% (до 2010 года) и 4-5% (в среднем за период с 2011-2015 гг.) Кетчупы, соусы Выпуск кетчупов растет опережающими темпами – 25% в год. Прогнозируется, что к 2010 году производство снизится до 18%, а к 2015 году – до 5%. В последнее время в сегменте кетчупов и соусов наблюдается переход со стеклянных и жестяных банок на многослойные пакеты типа «дой-пак». По оценкам участников рынка, данная тенденция только набирает обороты. Как уже отмечалось, в сегменте майонеза пакеты «дой-пак» полностью вытеснили стекло, вероятно, что похожую ситуацию мы будем наблюдать и на рынке кетчупов и томатных паст. В ближайший год мы прогнозируем увеличение спроса на ламинаты для упаковки кетчупов на уровне 12%. Далее рост потребления будет скорее всего еще более динамичным (в районе 20% в год) Таким образом, из трех, обозначенных выше факторов, влияющих на развитие отрасли, определяющими выступают два: 1) процесс замещения материалов-субститутов; 2) рост доли упакованной продукции на рынке продуктов питания в целом. Под влиянием этих факторов рост спроса на ламинированные многослойные материалы в некоторых отраслях (кондитерские изделия, майонез, мороженое, кетчуп, бытовая химия) в два и более раза превышают темпы роста производства конечной продукции. В 2015 году объем потребления ламинированной упаковки увеличится на 81,5% по сравнению с уровнем 2009 г. и составит около 332 тыс. тонн. Средний темп прироста спроса в 2010 году будет находиться на уровне 11,5%, в последующие пять лет снизится до 10,3%. Таким образом, по нашим прогнозам, темпы роста будут ежегодно снижаться, начиная с 2011 г. Отметим, что в 2009 году произошел довольно резкий спад темпов прироста с 24,5% до 5,9%. Причин этому две: 1) насыщение рынка пищевой упаковки (во многих крупнотоннажных сегментах темпы роста спроса на ламинаты понижаются); 2) снижение темпов роста доли упакованной продукции во всех сегментах, вызванное всеобщим финансовым кризисом. Подробнее с ситуацией на российском рынке гибкой печатной упаковки можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок многослойных ламинированных упаковочных материалов в России».
Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 672-70-46 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru |