Упаковочная индустрия является крупнейшим заказчиком, потребляя 38% всех разновидностей пластмасс, за ней с долей 21% следует строительная отрасль. Далее в списке - автомобильная промышленность с 8%-ной долей, а так же индустрия электроники с 6%. Совокупное потребление других отраслей – заказчиков, например, мебельной промышленности, медицинской отрасли и индустрии бытовых приборов, включая товары для спорта и отдыха, а так же сельского хозяйства, в 2008 году составило 28%. Доля утилизации пластиковых отходов в Европе в 2008 году составила 51,3%, что на 1,3% выше, чем в предшествующем году. При этом необходимо учитывать, что в разных странах ситуация различна. В среднем процентное соотношение утилизируемых материалов составляет 21,3%, а энергопереработка 30%. Вместе со Швейцарией, Данией, Германией, Швецией, Бельгией, Австрией, Нидерландами и Норвегией девяти из 27 странам ЕвроСоюза удалось довести данный показатель до более 80%. По данным PlasticsEurope, именно благодаря увеличению степени переработки, объемы депонируемых отходов остались неизменными. Благодаря этому удалось уйти от взаимозависимости процессов экономического роста и накопления пластиковых отходов. Таким образом, в 2008 году объемы пластиковых отходов в Западной Европе составили 24,9 миллионов тонн. В 2005 году среднестатистическое потребление пластмасс в Европе составило 100 кг. В перспективе до 2015 года потребление может увеличиться до 140 кг. Однако максимальным потенциалом роста обладают стремительно развивающиеся азиатские государства. Ведь потребление в этих странах до 2015 года с сегодняшних 20 кг на душу населения должно вырасти на 90% до 36 кг. Долгие годы производители пластмасс специализировались на определенной категории продукции или на таких продуктах, которые можно производить централизованно, в промышленных масштабах и недорого. Так, на крупных рынках, в том числе и на новых рынках Азии, возникли обширные мощности, которые должны были покрывать растущий спрос. Однако в ходе финансово- экономического кризиса сотни производственных установок и даже целые промышленные комплексы были остановлены временно или полностью. Нередко отключались и сверхэкономичные установки World-scale. Тем временем, постоянно расширяются процессы консолидирования и/или переориентировки бизнеса отдельных производителей. В середине 2008 года насущные экономические проблемы привели к тому, что некоторые отраслевые мега- сделки зачастую переносились, откладывались или вовсе срывались. Тем не менее, развитие отрасли не прекращалось: так, например, концерн BASF на протяжении многих лет занимался поиском заказчиков, заинтересованных в его продукции из полистирола. Нефтедобывающие концерны Ближнего Востока усиливают свою интеграцию в производство полимеров – как за счет дальнейшего расширения локального производства- например, в Саудовской Аравии и Иране, так и благодаря сотрудничеству с глобальными игроками отрасли, или за счет привлечения крупных поставщиков. Особенно красноречивый пример - миллиардная сделка Sabic по приобретению GE Plastics и его последующая интеграция в состав саудовского концерна под названием Sabic Innovative Plastics. Привлекательные цены на полимеры Вследствие глобального экономического кризиса заметно просели биржевые котировки материалов стандартного спектра, таких, как PE, PP, PVC, PS и PET. В течение долгих лет европейский ценовой индекс „Plastixx ST“, введенный немецким информационным отраслевым издательством, неуклонно рос, достигнув в августе 2008 года своего абсолютного максимума в 2.250 пунктов. Однако в течение пяти месяцев он стремительно упал на 1.000 пунктов, восстановившись к концу 2008 года лишь до уровня 1.250 пунктов. В сезоне 2009 он вырос до 1.600 пунктов, сравнявшись с показателем 2005 года. Котировки таких технических полимеров, как ABS, PA, PC, PMMA, POM и PBT лишь в небольшой степени просели в связи с кризисом, уступая сегодня только несколько процентов среднему значению за прошедшие пять лет. Растущая роль дистрибьюторов и переработчиков За последние несколько лет в своей работе на рынке дистрибьютеры пластмасс стали все более смело применять оригинальные бизнес-стратегии. Многие крупные компании столь расширили собственные портфолио за счет дополнительных разновидностей продукции от других производителей, что сегодня могут предоставить переработчикам пластмасс полный ассортимент из одних рук. Наряду с классической дистрибуцией и мелкооптовой торговлей, которыми они занимаются по заказу крупных производителей пластмасс, многие разработали собственное портфолио на основе компаундов и специальных сортов продукции, стремясь дополнить спектр стандартной продукции своих крупных торговых партнеров. Многочисленные переработчики, которые специализируются на модификации только базовых полимеров, на отдельных сферах применения или определенных спецификациях пластмасс, стремятся существенно дистанцироваться от конкурентов, внедряя модифицированные разновидности материалов, а так же предлагая широкий спектр сопутствующих услуг. Уход многих производителей пластмасс от узкой специализации, а так же концентрация на стандартном ассортименте, приносящем максимальную прибыль, идет на пользу им самим, а так же дистрибьюторам с собственной программой поставок. Доклад Ульриха Райфенхойзера, Председателя Совета экспонентов выставки K 2010, в рамках пресс- конференции 26 января 2010г в Москве. www.newchemistry.ru |