Минпромторг готов приравнять российские автозаводы к стратегическим активам. Несмотря на плачевное состояние предприятий, министерство предлагает не отдавать в них иностранцам более 50% акций… Такое положение содержится в предложениях рабочей группы при Минпромторге и Минэкономразвития, разрабатывающей программу развития российского автопрома до 2020 г. Ее 15 декабря 2009 представил на парламентских слушаниях замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов. Нет пошлинам | Рабочая группа отказалась от повышения импортных тарифов на автомобили, сказал Наумов. Вместо этого предлагаются меры нетарифной поддержки: ужесточение контроля над сертификацией автомобилей, запрет на использование машин старше 15–25 лет и субсидирование утилизации старых автомобилей. |
Пока зарубежные автоконцерны предпочитают сами строить автозаводы в России. Тем не менее в 2008 г. Renault купила 25% плюс 1 акция «АвтоВАЗа» за $1 млрд руб., а в декабре прошлого года Daimler приобрела 10% «Камаза» за $250 млн. Сейчас немецкий автопроизводитель ведет переговоры о покупке еще 15% «Камаза» (см. статью на стр. А1). Иностранных партнеров российских автозаводов возможные ограничения со стороны российского правительства не пугают. Renault изначально договаривалась на покупку 25% плюс 1 акция «АвтоВАЗа» и размер нынешнего пакета ее полностью устраивает, говорит представитель Renault. В ноябре акционеры и российское правительство договорились о том, что доля французского автоконцерна не опустится ниже нынешнего значения, но, возможно, будет больше. Впрочем, доля в «АвтоВАЗе» может и вырасти, не исключает представитель Renault, однако этот вопрос пока даже не стоит на повестке дня. В ближайшее время Daimler не планирует увеличивать свою долю в «Камазе» до контрольной, а рассуждать о перспективе 5-10 лет не имеет смысла, заявил представитель Daimler. Представитель Fiat от комментариев отказался. Вводя такие ограничения, государство использует опыт Китая, говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова: там изначально иностранным инвесторам предлагалась только миноритарная доля. Это оправданно, поскольку в таком случае автопроизводители будут приносить в страну свои технологии и ноу-хау, к которым будут иметь доступ и российские партнеры, считает она. Ограничение на долю владения может и не устраивать некоторых инвесторов, но они будут вынуждены на это согласиться, чтобы получить доступ к такому крупному рынку, как российский, подчеркивает аналитик. Государство в качестве мер стимулирования развития автопрома предполагает стимулирование НИОКР. Но было бы нелогично, если бы Россия за свой счет помогала развитию технологий иностранным мейджорам: ведь в этом случае за счет России развивался бы не российский, а иностранный автопром, добавляет директор российского офиса A. T. Kearney Евгений Богданов. Правда, в ноябре премьер Владимир Путин говорил, что не будет против, если Renault получит контроль над «АвтоВАЗом». Правительство не настроено отдавать иностранцам контроль над крупными стратегическими предприятиями, считает аналитик «Атона» Юлий Матевосов. Но премьер всегда может сделать для кого-то исключение. По материалам www.vedomosti.ru Ознакомиться с российским рынком полиамидов, одним из крупных потребителей которых является автопром, Вы можете в исследовании «Анализ рынка полиамидов в России в 2008-2009 гг.»
|