Власти Петербурга просят Минпромторг зарезервировать для города на 2010 год 40 тыс. "утилизационных премий" (около 2 млрд рублей) в рамках госпрограммы по утилизации старых автомобилей. Часть этих денег предлагается передать предприятиям — переработчикам автостарья. Для их поддержки рассматривается также вариант госзаказа на вторсырье. В соседней Ленобласти власти готовы пойти на снижение электротарифов для утилизаторов. Но там уверены, что в следующем году в городе и области удастся утилизировать не более 20 тыс. авто. Участники рынка переработки считают, что найти покупателя на вторсырье из автохлама может только государство Государственная программа по утилизации старых авто должна стартовать с 1 января 2010 года в 19 регионах РФ, включая Петербург и Ленобласть. Предполагается, что при сдаче в утилизацию автомобиля старше 10 лет его владелец получит ваучер на 50 тыс. рублей, который сможет предоставить дилеру при покупке новой машины российской сборки. Минпромторг рассчитывает в следующем году утилизировать в России 200 тыс. авто, на это в бюджет заложено 10 млрд рублей. Подготовка к реализации этой программы началась летом. В сентябре Минпромторг запросил у регионов информацию о наличии у них утилизационных мощностей и предложения по ее организации. Петербург на днях подал в министерство заявку на предоставление в следующем году "утилизационных премий" на 40 тыс. авто, сообщил Всеволод Хмыров, глава управления по работе с отходами жилищного комитета, ответственный за старт программы в Петербурге. Среди предложений его ведомства: изыскать средства для компенсации затрат предприятиям-переработчикам, так как утилизация автомобилей на сегодняшний день для них убыточна (на большую часть продуктов переработки нет спроса). Господин Хмыров считает, что можно уменьшить сумму выплат по ваучеру примерно на 2,5 тыс. рублей и передавать эти деньги заводам-переработчикам, а в перспективе и вовсе переложить часть затрат на производителей автомобилей. Мощностей петербургских утилизационных предприятий достаточно, чтобы ежегодно перерабатывать 100 тыс. подержанных авто, говорит Всеволод Хмыров. Есть заводы по переработке металлических корпусов автомобилей, резины, пластмасс и аккумуляторов, всего около 12 предприятий. Другое дело — насколько выгодным для них будет участие в этой программе. Решить проблему спроса на вторсырье переработанных авто можно за счет госзаказа, считает Альберт Ищенко, президент "Объединения ломопереработчиков Северо-Запада". Заместитель председателя комитета экономического развития промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Анатолий Котов говорит, что такая возможность может быть рассмотрена. Убыточность автомобильной переработки, о которой говорят утилизаторы — это не единственная проблема, с которой столкнутся петербургские власти при реализации программы утилизации. Автодилеры, которым предстоит реализовать в рамках госпрограммы автомобили российской сборки, называют ее непонятной. В пятницу 4 декабря 2009 Всеволод Хмыров встречался с петербургскими дилерами: из 50 приглашенных компаний, пришли представители десяти. По словам Леонида Миневича, исполнительного директора компании "Аларм-Мотрс", дилерам непонятна схема возмещения средств по ваучерам. "У кого дилеры будут получать деньги: у региональных или федеральных властей, и в какие сроки?" — спрашивает Миневич. Региональный директор группы "Рольф" в Петербурге Дмитрий Паршиков обращает внимание на то, что дилерам будет невозможно получить возмещение средств из бюджета, если у них будет даже минимальная задолженность по налогам. Кроме того, господин Паршиков подверг сомнению возможность продать в следующем году в рамках госпрограммы 40 тыс. авто: "Это почти треть ежегодных объемов продаж автомобилей в городе. Притом что утилизационными премиями, вероятно, будут пользоваться в основном для покупки недорогих авто, рассчитывать на такой объем их продаж не приходится", — говорит он. Программу утилизации обсуждали 4 декабря 2009 и в соседней Ленобласти. По оценке вице-губернатора области Григория Дваса, в 2010 году в Петербурге и области может быть утилизировано не более 20 тыс. авто из примерно 160 тыс. машин старше 10 лет, находящихся в обоих регионах. Утилизацией автомобилей в области будет заниматься ЗАО "Авантек" (завод также включен в петербургскую программу) и завод "Полимер", специализирующийся на переработке резины. Кроме того, в Сланцах строится завод по утилизации аккумуляторов стоимостью 200 млн рублей. Областные власти также обещают дотации своим переработчикам. Так, генеральный директор ЗАО "Авантек" Евгений Глухих пожаловался губернатору, что процесс утилизации очень энергоемок, затраты на электричество составляют около 30%. Валерий Сердюков обещал подумать над снижением энерготарифов для предприятий, которые примут участие в программе утилизации подержанных автомобилей. По материалам www.kommersant.ru |