"Евробалт" стала первой в России компанией, выпускающей быстроразлагающийся пластик, сейчас таких компаний не менее пяти. "В августе 2009-го компания "МПК Полипласт" провела испытания полиэтиленовой пленки с биоразлагаемой добавкой и получила сертификат английской экологической компании Symphony Environmental Ltd.,— рассказывает Олег Савин, руководитель информационного отдела проекта Unipack.Ru.— А с сентября 2009-го компания приступила к изготовлению мусорных мешков из биоразлагаемой пленки для гостиничных комплексов, расположенных в Москве. Компания "Тико-Пластик" летом же на выставке "Росупак-2009" представила пакеты с добавкой-катализатором. ГК "Биаксплен", производитель БОПП-пленок, готова приступить к выпуску биоразлагаемой упаковки". Чиновники, однако, пока осторожничают в отношении новой упаковки. "Когда мы проводили круглые столы по вопросам упаковки, ученые были обеспокоены тем, что до конца неизвестны последствия разложения упаковки, изготовленной с помощью специального катализатора,— рассказал на условиях анонимности представитель департамента природопользования Москвы.— Пока нет точных сведений о том, как продукты разложения будут взаимодействовать с почвенными микроорганизмами, не будет ли вреда, если пыль, образовавшаяся после распада, попадет людям в легкие. Поэтому в течение ближайших трех лет будут проходить исследования. Если окажется, что оксобиоразлагаемая упаковка действительно безвредна, мы будем выступать за ее применение". Пакетное несогласие Рынок пластиковой упаковки начал формироваться в России после дефолта 1998-го. До того тару ввозили в основном из-за рубежа, например из Турции. "Сейчас конкуренция между производителями тары очень сильная: цена входного билета на рынок относительно невысокая — порядка 10 млн руб. Выход на рынок промышленной упаковки может стоить и того меньше — порядка 3-5 млн",— рассказывает Александр Минин. Сам полиэтилен в России производят несколько десятков крупных предприятий ("Казаньоргсинтез", "Уфаоргсинтез", СИБУР, "Томскнефтехим", "Салаватнефтеоргсинтез", "Полипластик-Технопол"). Производителей же пакетов по стране больше тысячи (поисковик выдает адреса примерно 900 компаний, но не у всех региональных игроков есть свои сайты). "Рынок поделен между малыми предприятиями, выделить лидеров трудно",— рассказывает Олег Савин из Unipack.Ru. При средней цене пакета 2 руб. только в Москве их потребляют ежегодно на 8 млрд руб. Рентабельность у производителей пластиковой упаковки, по признанию игроков, крайне низкая. "Фирмы работают с самой минимальной наценкой, — говорить Минин.— И надо заметить, что с сетевыми магазинами сотрудничают в крайнем случае, несмотря на большой объем заказов. При работе с сетями рентабельность 5% — уже счастье. Гораздо выгоднее работать с промышленными предприятиями и обслуживать корпоративные нужды". Это подтверждает финансовый директор компании "Сам-плюс" Александр Фалин: "Сетевые магазины предлагают продавать им товар страшно дешево, с отсрочкой оплаты чуть ли не на полгода". Настраивать ритейлеров и производителей тары на экологичный лад в развитых странах призваны специальные законы. "Законы могут быть либо запретительными, либо налоговыми (производители биоразлагаемых пакетов платят меньший налог), либо это может быть социальный договор между государством и бизнесом",— рассказывает Александр Минин. По его словам, сейчас на Западе популярны два вида биоразлагаемой упаковки: гидроразлагаемая (технология существует с начала 1990-х, сырье изготавливается из растительных веществ, упаковка разлагается под действием влаги) и оксобиоразлагаемая упаковка, изготовленная из обычных полимеров с добавкой-катализатором (технология появилась три года назад в Канаде, сейчас работает во всем мире). "Упаковка из растительных веществ в три-пять раз дороже обычной, она требует серьезной перенастройки производства, а при ее разложении выделяется метан",— говорит Минин. Поэтому его выбор пал на "оксо". Катализатор для "Евробалта" закупают у английской фирмы. Впрочем, по словам Минина, практически готов российский аналог, разработанный в сотрудничестве со специалистами Государственного технологического университета (Санкт-Петербург), сейчас он проходит испытания. Производство катализатора Минин предполагает запустить к концу следующего году: тогда, как он планирует, экопакеты будут не более чем на 10% дороже обычных. Возрождение авоськи Олегу Савину из Unipack.Ru понравилось, как обстоят дела с пакетами в Лос-Анджелесе: "Крупнейшие супермаркеты предлагают покупателям три варианта: использовать полиэтиленовый пакет с биоразлагаемой добавкой, использовать бумажный пакет или приобрести за символическую цену текстильную сумку для многоразовых походов по магазинам". По словам пресс-секретаря "Седьмого континента" Влады Барановой, с 2005 года в магазинах сети начали продавать бумажные пакеты (они выдерживают до 50 кг веса): "Еще у нас можно приобрести многоразовые джутовые сумки. На мой взгляд, это один из лучших вариантов. Себестоимость этих сумок составляет 99 руб., а продаем мы их за 99,99 руб.". "В наших магазинах покупатели вместо бесплатных пластиковых пакетов могут приобрести экопакеты из крафт-бумаги, которые мы предлагаем в рамках совместного проекта Всемирного фонда дикой природы (прибыль перечисляется фонду), а также эргономичные синтетические сумки, ориентированные на владельцев машин,— рассказывает пресс-секретарь "Азбуки вкуса" Андрей Голубков.— Впрочем, большинству покупателей все-таки проще воспользоваться бесплатными пластиковыми пакетами на кассе. Возможно, мы перейдем в скором времени на биоразлагаемые пакеты, но сохраним их бесплатными: премиальный подход в сервисе". Сейчас в Москве несколько десятков производителей бумажных и джутовых пакетов. Их контакты, по словам начальника управления организации и координации продовольственной торговли столичного департамента потребрынка и услуг Ольги Зубковой, чиновники сообщают представителям торговых сетей в ходе совещаний. А представитель одной из сетей на условиях анонимности рассказал, что у них разрабатывается проект возрождения старой доброй авоськи, которую некогда убил одноразовый пакет. Экологи — за авоську, компактную и многоразовую. По материалам Журнал «Деньги»
|