Апокалиптические картины крупных городов, утонувших в горах мусора, экологи рисуют давно. Наконец и чиновники высказались за ограничение использования полиэтиленовых пакетов. Пока призывы носят рекомендательный характер, но ритейлеры и производители тары не против перемен. В моду входят и современный биоразлагаемый пластик, и старая добрая авоська. Но для начала большинство продуктовых сетей сделали платными обычные пакеты: борьба и за экономию, и за экологию. Противопакетная оборона В конце октября 2009 руководитель столичного департамента потребрынка Владимир Малышков выступил на заседании столичного правительства с сенсационным по форме заявлением: "Мы должны принять закон на федеральном уровне по ограничению использования пластиковой тары, и будем инициировать принятие этого закона со своей стороны". Хотя новость о том, что столичные власти начнут бороться с полиэтиленовыми пакетами, активно подхватили СМИ, у самих производителей тары она не вызвала особых эмоций. "Столичные власти заинтересованы в развитии экологичных видов упаковки, но соответствующие законы должна принимать Госдума,— объясняет руководитель петербургской компании "Евробалт" Александр Минин.— Необходимо вводить новый технический регламент, менять налоговое законодательство. Если в США в некоторых штатах полиэтиленовая упаковка просто запрещена, то у нас так сделать в отдельно взятом регионе нельзя". Александр Минин в качестве эксперта принимал участие в разработке проекта по ограничению использования пластиковой тары, которую ведет московский департамент природопользования. Сейчас проект находится в департаменте потребительского рынка; он может быть принят, но, по мнению Минина, останется лишь декларацией, не будучи обеспечен законодательно. Впрочем, и сами представители городской власти свои возможности не переоценивают. Представитель департамента природопользования Москвы на условиях анонимности согласился объяснить политику городских властей в отношении производителей пластиковой тары: "Мы обеспокоены тем, что полигонов для мусора не хватает. Треть отходов составляют полимеры: москвичи используют 4 млрд пакетов в год, по 300 штук на человека (в Великобритании на человека приходится 216 пакетов в год; ежегодно на земле производится 4 трлн пакетов). Мы написали мэру письмо о необходимости уменьшения использования пакетов и одноразовой посуды. Мэр дал задание руководителю департамента потребрынка разработать соответствующий проект. Он был включен в целевую программу развития потребительского рынка на 2010-2012 годы. 27 октября 2009 программа была рассмотрена. Было принято решение, во-первых, поручить департаменту науки и промышленной политики провести исследование новых оксобиоразлагаемых полимеров, во-вторых, начать активно продвигать среди сетевых магазинов идею перехода на бумажные и полотняные пакеты. Бизнес может участвовать в этом на добровольных началах". Первые шаги, по мнению представителя департамента, уже сделаны: пакеты во многих сетях стали платными, в этом есть, возможно, и заслуга чиновников, которые на совещаниях с сетевыми компаниями предлагали такую меру. "Результат: потребление пакетов в таких магазинах уменьшилось в пять раз, теперь люди их не берут про запас",— объяснили в департаменте. В июне 2009 года от бесплатных пакетов отказались в "Седьмом континенте". "Одной из причин перехода на платные пакеты стало и наше осознание непомерности их потребления,— рассказывает пресс-секретарь сети Влада Баранова.— Это был непростой шаг. Мнения покупателей разделились, и где-то мы столкнулись с осуждением и критикой. Высказывались даже мнения, что мы так пытаемся заработать, хотя цена пакета в нашем магазине равна его себестоимости плюс налоги". По словам Влады Барановой, после введения платных пакетов их потребление в московских магазинах сети сократилось более чем в 2,5 раза. Платные пакеты в отечественных супермаркетах стали одним из символов кризиса: помимо "Седьмого континента" их стали продавать в "Перекрестке" (в принадлежащей той же X5 Retail Group "Пятерочке" они всегда были платными — 1,5 и 3 руб. в зависимости от размера), в супермаркетах "Патэрсон", Spar, "Остров". Однако в западных странах такой шаг был предпринят не как антикризисная мера: британская сеть супермаркетов Marks and Spencer прекратила бесплатно выдавать пластиковые пакеты еще в начале 2008 года под предлогом заботы об окружающей среде. В результате использование пакетов, по сообщению пресс-службы сети, сократилось на 70%. "Наличие оплаты за полиэтиленовые пакеты в супермаркетах является довольно ожидаемой чертой дискаунтеров, которые привлекают своих покупателей именно политикой экономии на всем. Для такой категории магазинов влияние платности пакетов на лояльность можно оценить как минимальное (здесь значимым фактором будет размер оплаты за пакеты),— убеждена Наталья Даудрих, руководитель департамента исследований и аналитики компании "ИМА-консалтинг".— В то же время для сетевых ритейлеров, претендующих на позицию магазина среднего сегмента, не говоря уже о премиум-формате, платные пакеты — неожиданный и неоправданный нонсенс". Впрочем, эксперт отмечает, что, хотя у покупателей от этого и ухудшится настроение, решение "в этот магазин больше ни ногой" они вряд ли примут. "Мы прислушиваемся к рекомендациям по внедрению биоразлагаемой упаковки",— замечает Влада Баранова из "Седьмого континента". Некоторые уже ее внедрили. По данным "М.видео", после отказа компании от бесплатных пакетов и перехода на платные оксобиоразлагаемые их потребление сократилось в среднем в 11 раз. "В период бесплатной выдачи в среднем на каждый гипермаркет "М.видео" ежемесячно приходилось 14 тыс. пакетов. В течение последних трех месяцев каждый магазин реализовал в среднем 1200 пакетов,— сообщили в пресс-службе сети.— Этот опыт свидетельствует о том, что принцип платности стимулирует наших покупателей более рационально подходить к расходованию пакетов. Раньше каждый покупатель выходил из "М.видео" с двумя-тремя пакетами, сейчас многие предпочитают обходиться без пакетов или приходят со своими. Если в первый месяц нововведения у многих платные биопакеты не вызывали энтузиазма, то сейчас обратная связь с покупателями демонстрирует, что подавляющее большинство поддерживает социальную инициативу компании". Под биопакетами чаще понимают бумажные и джутовые. На деле наиболее перспективны пластиковые, но не обычные. Пакетная мастерская Александр Минин купил собственное производство пластиковой тары два года назад и успешно выпускал ее до тех пор, пока не заела совесть: "Когда я выезжал с друзьями на природу, они ставили мне в упрек мусор: тут и твоя упаковка валяется. Кроме того, я много общался с экологами — "Зеленым крестом" и Петербургским экологическим союзом. От них узнал, что первые пластиковые пакеты, изготовленные в США в 1957 году, до сих пор где-то валяются: пластик может разлагаться и 200 лет". Минин начал искать, как примирить материальные потребности с духовными. "В конце 2007 года в Дюссельдорфе я увидел биоразлагаемую упаковку. В конце 2008 года я привез эту технологию в России, начал ее использование",— говорит предприниматель. Технология не требует переоснащения производственных линий. В бункер, как и раньше, засыпаются гранулы полиэтилена, после их расплавления и получается пленка. Только теперь к гранулам добавляется катализатор, который делает пленку биоразлагаемой: через полтора-три года от такого пластикового пакета останутся вода и горстка биомассы. Минин с удовольствием консультирует и потенциальных конкурентов, например нижегородское предприятие, обеспечивающее пакетами "М.видео". У компании Минина свои заказчики — сети "О`Кей" и "Макс-Микс". "Идеей ввести в ассортимент экологичные биоразлагаемые пакеты мы озаботились давно, а реализовать ее удалось только в 2009 году,— сообщили в группе компаний "О`Кей".— Простой пакет стоит в "О`Кей" 2 руб., биоразлагаемый — 2,4 руб., но разница уже не столь ощутима для покупателя и дает ему возможность внести свой вклад в защиту природы. Это подтверждают объемы продаж: доля биоразлагаемых пакетов на ноябрь 2009 года уже составляет 30% от продаж в натуральном выражении". |