В Тольятти будет опробована программа развития моногородов в России. Об этом сообщил губернатор Самарской области Владимир Артяков. Рассматриваемый в правительстве России вариант программы рассчитан на 2010-2015 годы и предполагает финансирование в 2010 году в размере порядка 7 млрд рублей из федерального бюджета. Эксперты отмечают, что эффект от действия программы будет ощутим не ранее, чем через три года, а на ее реализацию могут потребоваться десятки миллиардов рублей. Губернатор Самарской области Владимир Артяков заявил, что на Тольятти будет опробована программа содействия развитию моногородов. «Министерство регионального развития РФ взяло этот проект развития Тольятти за основу, чтобы в дальнейшем разрабатывать аналогичные концепции для других моногородов», — сообщил господин Артяков. Из-за проблем АвтоВАЗа Тольятти признается чиновниками разного уровня одним из наиболее проблемных городов в стране. Индекс промышленного производства за 9 месяцев в городе упал по сравнению с прошлым годом на 47,3%. В городе с населением порядка 700 тыс. человек официально зарегистрировано 13,1 тыс. безработных, еще 100 тыс. человек заняты в режиме неполного рабочего дня. Предположительно, российский кабинет министров рассмотрит проект программы развития Тольятти в конце ноября 2009. Сейчас документ находится на обсуждении в аппарате правительства РФ. Вчера же мэр Тольятти Анатолий Пушков в ходе заседания круглого стола в Торгово-промышленной палате города раскрыл некоторые подробности проекта. По словам градоначальника, концепция состоит из трех блоков: создание новых рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса и привлечения тольяттинцев к временным и общественным работам. Рабочие места предполагается организовывать в основном на территории особой экономической зоны (ОЭЗ). О ее создании региональные и городские власти говорят уже более года, однако пока окончательного решения федеральное правительство не приняло. «В проекте этой программы на следующий год заложено выделение более 7 млрд рублей из федерального бюджета», — цитирует господина Пушкова тольяттинское новостное агентство «Только что». Как следует из выступления тольяттинского мэра, в проект документа вошли и предложения по реструктуризации самого АвтоВАЗа. В частности, речь идет об объединении Научно-технического центра автозавода и ФГУП «Научный автомобильный и автомоторный институт» и создании на их базе центра развития автопрома. Также мэр заверил, что уже имеются договоренности о выделении специальных субсидий и грантов на сумму порядка 100 млн рублей для создания 500 новых предприятий малого бизнеса. Власти Тольятти, отметил источник „Ъ“ в мэрии, вносили в программу и предложение по выделению 2 млрд рублей из федерального бюджета на капитальный ремонт жилищного фонда в 2010 году. Программа поддержке города, скорее всего, будет рассчитана на 2010-2015 годы. Депутаты тольяттинской гордумы довольны тем, что программа развития моногородов будет опробована именно на их городе. «В любом случае, это хорошая весть, — сказал депутат Владимир Дуцев. — Я думаю, что власти пойдут по пути создания ОЭЗ. Только она сейчас способна привлечь инвесторов». По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, диверсифицировать экономику Тольятти реально, но на это уйдет не менее трех-пяти лет и несколько десятков миллиардов рублей. «В первую очередь, средства потребуются на решение юридических вопросов по созданию предприятий, ремонт зданий и сооружений, ремонт объектов инфраструктуры, переезд части предприятий и перенос оборудования на новые места, кроме того, возможно потребуются средства на переобучение части работников», — рассуждает господин Баранов. По его мнению, федеральный бюджет вряд ли выделит Тольятти много средств. «В стране почти 500 моногородов, и всем им нужна помощь в той или иной степени, а федеральный бюджет ограничен», — напомнил он. «В Тольятти сейчас избыток площадок, подготовленных для инвесторов, — отметил главный специалист Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Дмитрий Санатов. — До того, как АвтоВАЗ останавливал конвейер летом этого года, было довольно много автокомпонентных компаний, готовых зайти в город. Сейчас они более осторожно относятся к таким планам». Впрочем, по оценкам Дмитрия Санатова, интерес у компаний сохраняется, поскольку в Тольятти большой рынок труда и избыток энергетических мощностей. Находящиеся в непосредственной близости от АвтоВАЗа площадки привлекательны для размещения парка поставщиков автокомпонентов, но они требуют доработки инфраструктуры. В целом эксперт считает, что в качестве альтернативы нынешней базовой отрасли перспективным будет развитие пищевой промышленности, химического производства и других отраслей машиностроения. По материалам www.kommersant.ru |