Сразу после отказа концерна General Motors (GM) продать Opel консорциуму Magna и Сбербанка, один из идеологов сделки — Magna пообещала построить вместе с GM собственный автозавод в России. Третьим участником проекта Magna обещает сделать группу ГАЗ Олега Дерипаски. Но подобные планы объявлялись еще два года назад и не были реализованы во многом потому, что малоинтересны GM. Заявление главы совета директоров Magna Фрэнка Стронака прозвучало практически сразу после того, как власти России, Германии, ряда стран Евросоюза, а также профсоюз Opel резко осудили отказ GM от сделки В пятницу 6 ноября 2009 глава совета директоров Magna Фрэнк Стронак заявил канадской газете The Globe and Mail, что Magna ведет переговоры с GM и группой ГАЗ о совместном строительстве автозавода в России. Параметров проекта господин Стронак не уточнил, подчеркнув лишь, что проект обсуждается, несмотря на срыв сделки по продаже 55% акций немецкого Opel консорциуму Magna и Сбербанка. Продавцом Opel должен был выступить GM, однако в последний момент концерн отказался от сделки. Россия, несмотря на это, остается интересным для Magna и GM рынком, поэтому над строительством завода стоит подумать, сказал Фрэнк Стронак. Его заявление прозвучало практически сразу после того, как власти России, Германии, ряда стран Евросоюза, а также профсоюз Opel резко осудили отказ GM от сделки. Премьер Владимир Путин прямо указал GM на "своеобразный стиль работы со своими партнерами", имея в виду непоследовательность концерна в принятии решений (в сентябре 2009 совет директоров GM выступил за продажу Opel, а уже через два месяца проголосовал против). Группа ГАЗ, о партнерстве с которой теперь говорит господин Стронак, должна была стать одной из сторон сделки — несмотря на то, что она не покупала акции Opel, группа собиралась предоставить свои мощности для сборки Opel в России. В группе ГАЗ заявление Фрэнка Стронака комментировать отказались. Сбербанк также до сих пор не комментировал отказ GM продавать бумаги Opel, а Magna после срыва сделки просто поблагодарила банк "за самоотверженность" в переговорах с GM. В нынешнем заявлении господина Стронака о намерении построить в России автозавод "также пока мало конкретики", говорят источники, близкие к группе ГАЗ, и федеральные чиновники. Параметров строительства совместного завода GM, Magna и группы ГАЗ в правительстве нет, уточняют они. Однако напоминают, что именно Magna была одним из главных идеологов покупки Opel и переноса его технологий в Россию. Теперь, когда сделка сорвана, господин Стронак своим заявлением пытается успокоить партнеров Magna в России, а также указать на принципиальную готовность канадской компании инвестировать в российский рынок. Конечно, совместный проект Magna, GM и группы ГАЗ был бы интересен — в первую очередь ГАЗу, говорит аналитик ИК "Атон" Михаил Пак, но "вряд ли стоит ожидать, что он будет запущен в ближайшие полгода". Источники указывают на, что меньше всего в этом проекте заинтересован сам GM, у которого уже есть несколько автосборочных площадок в России: собственный завод в Петербурге, СП с АвтоВАЗом, лицензионная сборка на "Автоторе", а также на заводе на Украине (эти машины тоже могут поставляться на российский рынок). В кризис строить еще один завод в России, то есть на рынке, падение которого оказалось одним из самых глубоких в мире (50-60%), GM точно сейчас не будет, говорят собеседники журналистов. Бренд Chevrolet и без того сейчас является самым продаваемым иностранным брендом в России, добавляет Михаил Пак. И у GM, и у Magna уже были идеи создать в России автосборочное производство либо в партнерстве с группой ГАЗ, либо с ее акционером ОАО "Русские машины". GM обсуждал с ГАЗом СП по выпуску бюджетных легковых авто, а Magna хотела построить вместе с "Русскими машинами" завод по сборке моделей Chrysler. Несмотря на то что и GM, и Magna еще в 2007 году подали в Минэкономики документы на получение льгот под проекты, они до сих пор не стартовали и не сдвинулись с места, говорят источники в министерстве. Возможно, GM задумается о запуске проекта, если Renault договорится о сборке своих моделей на АвтоВАЗе (до сих пор эта договоренность не оформлена официально), считает господин Пак. Но это все "отдаленная перспектива", добавляет Иван Бончев из Ernst & Young. Кирилл Таченников из ИК "Открытие" вообще сомневается, что GM есть смысл входить в новый проект — проще расширить мощности завода в Петербурге, тем более что дополнительная земля для этого есть. По материалам www.kommersant.ru |