Правительство Саратовской области предложило предприятиям — поставщикам автокомплектующих диверсифицировать производство, чтобы сохранить бизнес в кризисных условиях. Основным аргументом стало сокращение вполовину объемов производства на 16-ти машиностроительных заводах региона, которые в основном сотрудничали с АвтоВАЗом. Сами производители назвали такую меру неэффективной, сославшись на длительность процесса перепрофилирования и бедственное положение практически всех отраслей промышленности РФ. 19 октября 2009 на совещании у заместителя председателя правительства Александра Стрелюхина глава регионального минпрома Александр Никонов обнародовал отчетность о состоянии дел на предприятиях обрабатывающей промышленности за 9 месяцев 2009 года. В целом по полному кругу предприятий этой отрасли индекс промышленного производства (ИПП) составил 85,8% (по России — 86,5%). При этом ИПП выше «докризисного» уровня 2008 года лишь по таким видам экономической деятельности, как «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» (132%) и «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» (101%). В машиностроительном комплексе больше других пострадали 16 предприятий региона, ориентированных на российский автопром. В их числе: ОАО «СЭПО», ОАО «Роберт Бош Саратов», ОАО «Энгельсский завод фильтров», ОАО «Балаковорезинотехника» (БРТ), ОАО «Саратовтехстекло», предприятия группы «Химэкс» (ЗАО «Химформ»), ОАО «Саратовский завод «Серп и Молот», ООО ЭПО «Сигнал», ЗАО «Петровский завод автомобильных запчастей АМО ЗИЛ», ОАО «Электроисточник», ООО «Краснокутский электромеханический завод», ОАО «Волгодизельаппарат», ОАО «Саратовдизельаппарат», ОАО «Волжский дизель им. Маминых», ЗАО «Резинотехника». Большая часть этих предприятий поставляет комплектующие на АвтоВАЗ. Объемы промышленного производства на этих предприятиях в 2009 году снизились на 54%. В качестве одного из выходов из создавшейся ситуации зампред правительства Александр Стрелюхин предложил руководству «проблемных» предприятий диверсифицировать свое производство «с целью замещения выпадающих доходов от недопоставок российскому автопрому». В качестве примера того, как можно использовать ресурсы предприятия, приводится балаковское ЗАО «Химформ», которое поставляло на АвтоВАЗ набивку для автокресел. В феврале ЗАО произвело продукции на 21,5 млн рублей, с 11 марта находится в состоянии простоя. С завода уволены 870 работников, в том числе 759 по сокращению. Сейчас на промплощадке завода работает ООО «Молот», где налажено кузнечно-прессовое производство. В августе-сентябре 2009 предприятие произвело продукции на 900 тыс. рублей, сейчас в региональном МЭРТ оформляет грант на получение 300 тыс. рублей на развитие малого бизнеса. В первом полугодии 2009 выручка АвтоВАЗа упала на 46%, до 53,1 млрд руб. Себестоимость снизилась только на 39,9%, до 51,8 млрд руб., в результате чего валовая прибыль завода сократилась сразу на 89,7%, до 1,3 млрд руб. Однако по-настоящему провальным было беспрецедентное, сразу в пятьдесят раз, увеличение убытка от операционной деятельности — до 18,6 млрд руб. Чистый убыток вырос в 9,5 раза — до 19,6 млрд руб. Зампреда правительства поддержал глава экономического комитета областной думы Олег Галкин, заметив при этом, что провести диверсификацию «сейчас, сиюминутно уже не получится — настолько сложно финансовое состояние этих предприятий, чтобы быстро найти финансовые средства, необходимые на модернизацию производства». «Но думать об этом надо, — полагает господин Галкин. — Поскольку российский автопром сегодня неконкурентоспособен». Другой выход из ситуации, говорит депутат, дождаться улучшения конъюнктуры российского рынка, но это, по его мнению, «выход в никуда». Сами руководители предприятий-поставщиков назвали диверсификацию «не слишком эффективной» антикризисной мерой. «Падение объемов производства на нашем заводе с начала года уже составило порядка 50%, — говорит генеральный директор ОАО «Балаковорезинотехника» (порядка 50% продукции поставляет на АвтоВАЗ) Евгений Ефремов. — Мы искали такую возможность (диверсификации), но пока нам не удалось найти что-то новое, «не автомобильное», чтобы перепрофилировать производство, это очень длительный процесс, поскольку почти вся промышленность РФ в упадке». Директор ОАО «Саратовдизельаппарат» Евгений Сальников говорит о том, что падение объемов производства достигло 56%, и потому предприятие «было вынуждены активно искать новые рынки сбыта, и за минувшие 9 месяцев сумели найти несколько российских и зарубежных предприятий, которым интересны наши производственные возможности». Представитель «Европейской подшипниковой корпорации», «дочка» которой — Саратовский подшипниковый завод — отправляет на АвтоВАЗ 13,7% всей продукции, Андрей Соболев говорит о том, что и без подсказок «нашли способ замещать недостающие объемы, в том числе за счет увеличения производства ремкомплектов для иномарок». «О диверсификации саратовскому автопрому задуматься стоит, хотя бы для того, чтобы минимизировать в будущем воздействие кризиса на авторынок, подобное нынешнему, — полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Но эффект от диверсификации придет лишь через несколько лет». По материалам www.kommersant.ru С анализом товарной структуры импорта автомобильных молдингов Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Товарная структура импорта автомобильных молдингов в Россию».
|