Правительство Самарской области начало прием заявок от поставщиков АвтоВАЗа на получение региональных госгарантий на сумму 117,7 млн рублей. Воспользоваться этой формой господдержки изъявили желание около 10 производителей автокомпонентов. Однако даже в самом правительстве признают, что условия предоставления госгарантий слишком жесткие, а сумму называют незначительной, так что влияния на отрасль, находящуюся в глубоком кризисе, эти меры не окажут. Эксперты говорят о том, что в ближайшем будущем среди поставщиков может начаться череда банкротств. В ближайшем будущем Волжский автозавод может столкнуться с чередой банкротств среди своих поставщиков 14 октября 2009 стал известен круг претендентов на госгарантии от правительства Самарской области. Согласно официальному сообщению министерства управления финансами Самарской области, по данным на 7 октября 2009 года, ни одного пакета документов от предприятий не поступало. Однако вчера источник в ведомстве пояснил, что заявки поступили от «Мотор-Супер», «Самарского завода клапанов», «Вазинтерсерсис», ЗАО «Аком», ЗАО «УМН», «Ваз-комплект», ООО «ТТЦ Индустриальный», «Завод им. Тарасова». Министр промышленности Самарской области Владислав Капустин уточнил, что два поставщика АвтоВАЗа уже подали пакеты документов на получение госгарантий. Это самарское ООО «Самараавтожгут» (ООО поставляет жгуты, системы омыва стекол и тяги замков дверей) и тольяттинское ОАО «Лада-Фарм» (делает панели приборов для ряда моделей автозавода). Первый поставщик претендует на 20 млн рублей, второй — на сумму в 120 млн рублей. В ОАО «Лада-Фарм» ситуацию 14 октября 2009 не комментировали. «В 2008 году на завод в Тольятти мы отгружали 79% объема нашей продукции, в этом году — 64%. При этом у нас ежемесячный убыток в 1,5 млн рублей, в то время как в прошлом году работали с прибылью, — говорит генеральный директор ООО «Самараавтожгут» Александр Дорофеев. — С учетом ситуации на АвтоВАЗе, сейчас мы хотим перепрофилировать производство, приобрести аппарат по выпуску бахил. Он стоит 35 млн рублей». Отметим, что оба претендента на госгарантии не относятся к числу крупных поставщиков. Напомним, самарское облправительство 19 августа 2009 внесло изменения в региональную антикризисную программу: чиновники заявили, что готовы предоставить гарантии по кредитам, взятым для пополнения оборотных средств. Нововведения должны коснуться организаций автомобильной промышленности. Для чего из бюджета выделили на поддержку производителей автокомпонентов 117,75 млн рублей. Поручительство смогут получить компании, отчитавшиеся о наличии ликвидного залога в объеме госгарантий. Предприятия не должны иметь просроченных задолженностей перед бюджетами, государственными внебюджетными фондами и по зарплате. Госгарантии от правительства Самарской области могут покрывать до 50% кредита. Владислав Капустин 14 октября 2009 уточнил, что «решение по выделению гарантий будет принято после того, как закончатся обсуждения бюджета на 2010 год (то есть в середине ноября 2009 года)». Он так же уточнил, что в казне-2010 средств на госгарантии уже не заложено. На займы производителей автокомпонентов приходится заметная часть кредитных портфелей банков Поволжья. Так, например, в банке НТБ на эту категорию заемщиков приходится более 1 млрд рублей, в Поволжском банке Сбербанка России, по данным на 1 октября, их доля составляет 13,5 млрд руб. «Просрочка по их кредитам сейчас практически отсутствует», — говорит начальник управления корпоративных продаж банка НТБ Дмитрий Терновский. Банкиры не раз заявляли о том, что обеспечение в виде госгарантий в разы повышает привлекательность заемщика. В пресс-службе ВТБ 14 октября 2009 уточнили, что к ним уже «обратились компании — производители компонентов с целью получения кредитов под государственные гарантии правительства Самарской области. На сегодняшний день ведутся переговоры об условиях заимствований, гарантии по которым в ряде случаев могут достигать 100%. Данные компании не имеют задолженности перед банком». Сами поставщики называют меры, предпринимаемые областными властями для поддержки отрасли, явно недостаточными, а сумму в 117,75 млн рублей — слишком маленькой, которой едва ли будет достаточно даже для одного некрупного производителя автокомпонентов. Источник в менеджменте одного из поставщиков говорит о том, что у всех производителей «наблюдается рост просроченной задолженности на уровне 15-20 дней: АвтоВАЗ фактически начал снова копить задолженность перед поставщиками, так как госпомощь они проели, новой не дают, а текущая деятельность убыточна. Объем закупок у автозавода в месяц около 5 млрд, на что в этих условиях может хватить 117 млн? Эта сумма неадекватна реалиям и не позволяет никак решить сложное положение, в котором оказались поставщики». «Помочь серьезным поставщикам они не смогут, видимо, решающим будет социальный фактор. И потому у того же «Самараавтожгута» (на его производстве задействованы в основном люди с ограниченными возможностями) хорошие шансы», — признает источник в правительстве области. «Условия предоставления гарантий таковы, что те, кому они реально нужны, зачастую не могут их получить», — констатирует Владислав Капустин. Дело в том, что мало у кого из поставщиков сейчас отсутствуют долги по зарплате и по налогам. В то же время, по оценкам экспертов, ситуация в отрасли сложилась критическая. Всего с тольяттинским автозаводом работает около 270 поставщиков из Самарской области. До кризиса АвтоВАЗ закупал комплектующие на сумму порядка 137 млрд рублей ежегодно. 45% закупок (61,5 млрд) производилось в «родном» регионе, что сопоставимо с доходной частью проекта регионального бюджета на 2010 год ( 60,1 млрд рублей). По данным самого АвтоВАЗа, которые он предоставлял в правительство, задолженность перед поставщиками по итогам трех кварталов составляет около 7 млрд рублей, а к концу года может вырасти до 10 млрд рублей. «Обслуживать долги поставщикам будет все сложнее: на них давит АвтоВАЗ, чтобы они снизили цены. Логично было бы помимо госгарантий, субсидировать процентные ставки», — убежден аналитик ИК «Открытие» Кирилл Таченников. «Если АвтоВАЗу помогает государство, то смежникам серьезной помощи сейчас практически не оказывают и не поддержат их в будущем. Особенно если учесть, что менеджмент автозавода уже заявлял о том, что качество продукции отечественных производителей комплектующих его не устраивает, — рассуждает аналитик ИК «Атон» Михаил Пак. — В такой ситуации стоит ожидать либо банкротства смежников (по разным прогнозам от 5 до 15% производителей), либо их поглощения более крупными участниками рынка». По материалам www.kommersant.ru С анализом товарной структуры импорта автомобильных молдингов Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Товарная структура импорта автомобильных молдингов в Россию». |