От кризиса сильнее всего пострадал средний класс, как следствие, более всего упали продажи иномарок средней ценовой категории, сходятся в оценках дилеры и эксперты. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за январь — август 2009 г. среди 25 самых популярных в России автомобильных брендов наибольшие потери понесла Hyundai, лишившаяся 2,3% рынка легковых и легких коммерческих автомобилей, Toyota (-1,5%), Mitsubishi (-1,2%). По иномаркам среднего класса кризис ударил сильнее прочих еще и из-за того, что в этом сегменте была самая большая доля кредитных продаж, а в первую половину 2009 г. автокредитование фактически отсутствовало и только к лету большинство автопроизводителей представили совместные с банками кредитные программы по привлекательным ставкам, говорит Олег Дацкив, директор по развитию информационного ресурса auto-dealer.ru. «Это позволило большинству дилеров быстро увеличить долю кредитных продаж со дна в 5-10% до 20-25%», — говорит Дацкив. Но в статистике АЕБ это еще не отразилось: у большинства марок ситуация стабилизировалась, но не улучшилась. Падать медленнее рынка Среди иностранных марок, сумевших увеличить рыночную долю, больше всего преуспели те, что имеют сборочные производства в России, — это дает больше свободы в ценообразовании. За январь — август 2009 г. рекордсменом, по данным АЕБ, оказалась марка Volkswagen, которая завоевала для себя дополнительно 1,3% рынка, следом идут Renault (+1,1%) и Kia (+0,9%). Причины успеха марки Volkswagen — новые модели, выведенные на рынок (Tiguan, новый Passat), наличие российского производства, маркетинговая кампания по продвижению марки, проведенная в прошлом году, а также команда, которая работает на российском рынке, перечисляет Кристиан Клинглер, член правления марки Volkswagen. «Мы — один из немногих производителей в мире, кто успешно преодолевает кризис, у нас нет проблем, подобных тем, с которыми столкнулись GM или Chrysler, и наши успехи укрепляют доверие к марке», — добавляет он. Хотя пока в общем объеме продаж Volkswagen вес российских показателей не велик, на будущее у марки большие планы на Россию. Их реализации и поможет российское производство. Во второй половине 2010 г. Volkswagen рассчитывает запустить в Калуге производство совершенно новой модели, разработанной специально для российского рынка, что должно значительно укрепить позиции марки. Гендиректор «Фольксваген груп рус» Дитмар Корцеква добавляет, что изначально на заводе в Калуге не предполагалось производить такую широкую модельную гамму, какой нет ни на одном заводе концерна в мире. На заводе производится 12 моделей — VW Passat, Passat CC, Golf, Jetta и Tiguan, Touareg, Multivan и Caddy Life, Skoda Fabia, Octavia и Octavia Tour, Superb. «Не последнюю очередь в этом сыграла быстрая обучаемость российского персонала», — говорит Корцеква.
|