Российский рынок светопрозрачных конструкций претерпевает сегодня системные изменения. По данным независимого отраслевого центра «О.К.Н.А. Маркетинг», спрос на пластиковые окна в начале 2009 года сократился на 45% по сравнению с аналогичными показателями 2008 года. И вполне возможно, что это еще не предел, ведь для строительной индустрии в целом снижение объемов составляет 70%. Что ожидает в ближайшем будущем отрасль, так бурно развивавшуюся в течение всего последнего десятилетия? Как строить свою работу в новых условиях, на что рассчитывать и к чему стремиться? Сегодня эти вопросы задают себе все российские оконщики. В поисках ответов на них мы обратились к мнению экспертов рынка, руководителей ведущих отечественных производителей, а также австрийских производителей экструзионного оборудования — системообразующих компаний отрасли, имеющих богатый опыт работы в России. Прогнозы По разным оценкам сегодня на отечественном рынке светопрозрачных конструкций работает от 3,5 до 8 тысяч компаний, половина из которых являются производителями окон. Как полагают некоторые эксперты, к весне 2010 года число их может сократиться примерно вдвое. Наибольшие финансовые потери понесут крупные предприятия, ориентированные на «большое» строительство. Однако большинство из них сумеют сохранить свои позиции, чего нельзя сказать о компаниях средней величины, которые содержат собственное производство, но не имеют достаточной реализации, способной обеспечить прибыль для покрытия текущих расходов и затрат на рекламу. Этот сегмент пострадает больше всего. Безусловно, повод для беспокойства есть. Однако мнения экспертов во многом не совпадают, поэтому сейчас правильнее всего не паниковать, а трезво оценить ситуацию и выстроить продуманную рыночную стратегию. Прежде всего, следует принять во внимание, что российский оконный рынок, несмотря на все экономические невзгоды, остается весьма емким. «Потенциал роста по-прежнему огромен, - считает Рихард Фюссельбергер, директор австрийской компании GRUBER&CO Group GmbH, одного из лидеров в производстве экструзионного оборудования для изготовления ПВХ-профиля. - Строительный бум последних лет, а также объем необходимых ремонтно-восстановительных работ в зданиях старой постройки предоставляют российским производителям огромные возможности». Действительно, согласно данным «О.К.Н.А. Маркетинг», 75% населения нашей страны испытывают необходимость в замене окон. И хотя они не считаются предметами первой необходимости в традиционном толковании этого термина, жить в доме без окон все же нельзя. Но это вовсе не означает, что можно спокойно сидеть и ждать своих клиентов. «После любого кризиса наступает этап роста, и к этому нужно быть готовым, - считает Ксавер Грубер, генеральный менеджер Группы компаний «Тайсон и Технопласт», пионера в области производства экструзионного оборудования для изготовления различных профилей ПВХ. - А в условиях кризиса важно сохранить имеющихся партнеров и клиентов и постараться максимально обеспечить их потребности». Разделяют эту точку зрения и руководители российских предприятий. По их мнению, сегодня необходим индивидуальный подход не просто к каждому клиенту, но к каждому заказу. Специалисты уверены, что только такая стратегия позволит производителю сохранить если и не объем реализации, то хотя бы долю рынка. «Потенциал роста на оконном рынке по-прежнему остается огромным», - Рихард Фюссельбергер, директор GRUBER&CO Group GmbH Тенденции Сценарий дальнейшего развития отрасли будет совсем иным, нежели в недалеком прошлом. Уже сегодня можно говорить о кардинальных изменениях в структуре спроса на оконном рынке. Объемы коммерческой застройки существенно сократились, и в первую очередь это относится к т.н. элитной недвижимости, спрос на которую упал не менее чем на 30%. Цены на дорогое жилье продолжают снижаться, а к осени вполне могут «обвалиться» окончательно. Все вновь возводимое бюджетное жилье в наши дни «комплектуется» современными оконными системами, замена которых для его владельцев, учитывая общее снижение доходов, - вопрос даже не завтрашнего дня. Поэтому конкурентная борьба сейчас разворачивается на рынке «вторичного» остекления. И здесь есть два основных направления реализации — муниципальные тендеры на остекление в рамках программы капитального ремонта и частные заказы. |