Стали известны дополнительные условия, которые концерн General Motors (GM) выдвинул при продаже Opel консорциуму Magna и Сбербанка. GM хочет получить преимущественное право на выкуп акций Opel, а также определять его сбытовую политику и курировать новые разработки. С учетом ограничений на использование технологий Opel при принятии дополнительных условий сделка теряет смысл для развития российского автопрома, что декларировалось в качестве ее основной цели. В пятницу 11 сентября 2009 Handelsblatt сообщила со ссылкой на вице-президента GM Джона Смита, что концерн намерен выдвинуть покупателям Opel — канадской Magna и российскому Сбербанку — "новые условия". Сделать это еще не поздно: совет директоров GM пока лишь рекомендовал Magna и Сбербанк в качестве покупателей 55% акций Opel, но сделка должна быть завершена лишь к 30 ноября 2009. В числе новых условий право приоритетного выкупа акций Opel у Magna или Сбербанка, если они захотят продать их. Также GM, у которого остается 35% акций Opel, хочет получить не менее половины в составе его правления из восьми человек. Кандидатуру главы Opel будет предложено выдвинуть Magna и Сбербанку, но GM намерен контролировать разработку новых моделей и маркетинг с продажами. Таким образом, условия покупки Opel еще более жесткие и сложные для Magna и Сбербанка, чем предполагалось. Как уже сообщалось ранее, партнеры не смогли договориться с GM о праве полного использования интеллектуальной собственности Opel и будут платить GM лицензионные отчисления за право продажи машин (3-5% с оборота). Возможность возвращения GM к контролю над Opel, как и вопрос использования его технологий, были ключевыми в сделке — концерн выдвигал эти условия изначально. Magna потребовала их отмены, но с одним условием (по технологиям) уже согласилась. Теперь речь зашла о втором. В Magna и Сбербанке в пятницу 11 сентября 2009 это не комментировали. Вопрос новых разработок, а также продаж и маркетинга Opel не менее важен. Magna шла в сделку, в частности, потому, что рассчитывала создать на платформах Opel новые модели для России и обладать правом их сбыта. Сборкой должна была заняться группа ГАЗ и, возможно, завод GM в Петербурге. Теперь речь идет о контроле над этой работой со стороны GM, и "вообще непонятно, насколько сделка может состояться в таком варианте", говорит Кирилл Таченников из ИК "Открытие". Во всяком случае, сложно представить, что Magna согласится на выдвигаемые требования, добавляет аналитик. Требование преимущественного права, на котором настаивает GM, на первый взгляд вполне обыденно — подобные требования нередко прописывают в соглашениях при крупных сделках, поясняет Михаил Пак из ИК "Атон". Однако, давая добро государственному Сбербанку на сделку, российские власти имели в виду другое. Премьер Владимир Путин говорил, что покупка Opel — часть стратегии развития российской автоиндустрии. В пятницу премьер вновь заявил, что "это первый серьезный шаг к реальной интеграции" с европейской экономикой. "Но по условиям GM получается, что Magna и Сбербанк окажутся в роли неких временных хозяев Opel, под сделку с которыми GM получит госгарантии для Opel от властей Германии, а спустя некоторое время вернет себе актив",— поясняет аналитик. Он добавляет, что не видит в такой ситуации "выгоды для российского автопрома". Еврокомиссия проверит сделку по Opel
В субботу 11 сентября 2009 комиссар Еврокомиссии по конкуренции Нейли Крус заявила, что Еврокомиссия займется проверкой сделки о продаже Opel канадско-российскому консорциуму, в который входят Magna и Сбербанк. Это стало реакцией на обвинения со стороны Бельгии и Испании в том, что власти Германии, пообещав Magna и Сбербанку кредитные гарантии на €4,5 млрд, пытались спасти заводы Opel в стране за счет предприятий в других государствах Европы. В субботу представитель Magna сказал Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung, что она сократит около 10,5 тыс. рабочих мест в Европе. "Господдержка не должна зависеть от некоммерческих условий, таких как размещение инвестиций и меры по реструктуризации,— пояснила Нейли Крус.— Если правила были нарушены, я приму меры". По материалам www.kommersant.ru С анализом товарной структуры импорта автомобильных молдингов Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Товарная структура импорта автомобильных молдингов в Россию».
|