Впрочем, пока из всех представленных татарстанских нанопроектов Наблюдательный совет «Роснано» одобрил только один — промышленное производство гибкой упаковки нового поколения. Заявителем, основным исполнителем и соинвестором проекта стала казанская компания «Данафлекс». Научно-техническую поддержку осуществляют Казанский государственный университет и Казанский государственный технологический университет. «Наше правило таково: заключать соглашения только с теми компаниями, которые предлагают проекты, заканчивающиеся производством конкурентоспособной продукции, которая имеет шанс конкурировать не только в России, но и на глобальных рынках», — прокомментировал выбор «Роснано» Леонид Меламед. ЗАО «Данафлекс» было создано в 2001 году. Согласно проспекту эмиссии облигаций компании, ее учредителем является кипрский оффшор Checkline Management Limited. Основным направлением деятельности компании является производство гибких упаковочных материалов. По итогам 2008 года объем продаж ЗАО «Данафлекс» составил 12,5 тыс. тонн упаковки. По данным компании, ее доля в общем объеме российского рынка гибкой упаковки (среди российских и зарубежных компаний) составляет 12%, в том числе занимает 60% рынка в сегменте гибкой упаковки для масло-жировой промышленности и 20% — для кондитерской. 66% продукции «Данафлекс» реализуется в регионах РФ, 30% — в Татарстане и 4% идет на экспорт. Доход «Данафлекса» за 2008 год составил $67 млн. Проект компании «Данафлекс» предусматривает создание трех производств, связанных с внедрением нанотехнологий. Первое — производство соэкструдированных полиолефиновых пленок на основе нанокомпозитов, позволяющих увеличивать срок хранения пищевых продуктов. Второе касается нанесения специальных высокобарьерных покрытий на основе оксидов металлов, что также позволит сохранять продукты при снижении содержания консервантов и значительном уменьшении газопроницаемости. Третье — специальная маркировка токопроводящими красками, аналогичная штрихкодам. По словам генерального директора ЗАО «Данафлекс» Айрата Баширова, инвестиционный проект рассчитан на 7 лет, поэтому кризис никак не повлияет на сроки его реализации и окупаемости. Первая очередь предприятия уже готова к сдаче в эксплуатацию, а полностью строительство завода планируется завершить к 2012 году. Предельный срок возврата инвестиций — 2016 год. Ожидается, что к этому времени объем продаж наноупаковки составит 20 тыс. тонн. По словам господина Баширова, емкость российского рынка гибкой пленочной упаковки неуклонно увеличивается и на начало 2009 года по разным оценкам достигла 180-220 тыс. тонн (порядка 34 млрд рублей). До 2016 года эксперты ожидают роста российского потребления гибкой многослойной упаковки на 14% в год. При этом доля импортной продукции на российском рынке составляет 10% и в основном представлена высокотехнологичной упаковкой, которая не производится в России. С запуском новых линий производства ЗАО «Данафлекс» планирует увеличить свою долю на рынке России до 15% и намерено выйти на рынок Западной Европы. Как объяснил Айрат Баширов, было бы глупо просто ждать завершения кризиса. «Всем известно, что кризисное время — показательное время: слабые участники рынка уйдут, сильные укрепятся, завоевав новые позиции. Сильным сегодня окажется тот, кто сможет предложить потребителю нечто новое, нестандартное, такое, чего больше никто предложить не может! Поэтому нами было принято решение о внедрении нанотехнологий в процесс производства гибкой упаковки», — сказал господин Баширов. По мнению аналитиков, планы компании вполне реалистичны. Даже в условиях кризиса рынок гибкой упаковки в России имеет достаточно стабильные показатели. Директор Академии конъюнктуры промышленных рынков (АКПР) Константин Коблов объясняет устойчивость этого сегмента рынка в условиях кризиса его привязкой к пищевой промышленности, где сокращение спроса идет очень медленно. По словам господина Коблова, в зарубежной практике упаковка с применением нанотехнологий может стоить на 25-45% дороже схожих по свойствам «обычных» материалов. Однако аналитик выразил уверенность, что производство высокобарьерных упаковочных материалов с нанокомпозитными покрытиями в долгосрочной перспективе позволит «Данафлексу» упрочить позиции на рынке. По материалам www.kommersant.ru |