В 2009 году рынок пластиковых окон впервые с начала своего существования в России показал отрицательную динамику роста, на фоне спада в экономике. Ухудшения в наметившейся динамике могут самым негативным образом отразиться на оконной отрасли. Вплоть до практически полного прекращения покупательской способности в этой сфере. Пластиковые окна - не товар первой необходимости! Так, по заявлениям президента Д. Медведева, никогда ситуация в мировой экономике не была столь неопределенной за последние 50-70 лет . К примеру в России, промпроизводство в январе 2009 года сократилось на 16%, что стало рекордом с октября 1994 года, когда падение составило 18%. ВВП России в январе 2009 года сократилось на 8,8% по сравнению с январем 2008 года. Основные показатели экономического спада Россия, 2009 год, по отношению к тому же периоду прошлого года Факторы | Значения | Сокращение ВВП, январь 2009 год | 8,8% | Сокращение промпроизводства, январь 2009 год | 16% | Рост безработицы март 2009 года | 45% | Сокращение заработных плат | Min 10-15% | Рост цен на продукты и товары | до 40% | Девальвация рубля | 32% | Заморозка строительных объектов | до 70% |
Источник: МЭРТ и оценка О.К.Н.А. Маркетинг В России еженедельно происходит прирост числа безработных на 150 тыс. человек, и по неофициальным данным их численность на конец марта 2009 года составляет 7 млн. человек. Сокращение заработных плат населения минимум на 10-15%, на фоне роста цен на российские продукты питания на 15-20%, импортные товары 30-40% и закредитованность граждан, ведет к стремительному сокращению спроса на окна. В 2009 году ждать сезонного увеличения продаж не стоит.
По итогам первых 2-х месяцев 2009 года спрос на пластиковые окна сократился на 45%по отношению к аналогичному периоду. Причем если говорить о строительном секторе то, он пострадал еще сильнее – минус 70%. Стремительное сокращение спроса на окна ПВХ в начале 2009 года и ухудшение экономических показателей заставляют отказаться от оптимистических сценариев (сокращении спроса на окна на 20-30%) и ориентироваться на 2 других сценария: реалистичный и пессимистичный. Пессимистичный сценарий При ухудшении экономической ситуации покупательская способность на окна ПВХ сократится очень стремительно. В итоге можно ожидать развития пессимистичного сценария - сокращение рынка на 80% (в 2009 году объем рынка составит - 9,1 млн. м. кв.). С учетом сокращения спроса за первые 2 месяца на 45% по отношению к аналогичному периоду, на рынке уже реализовано около 34% годового объема (по сравнению с 8-12% при обычном течение рынка). Сокращение рынка за первые 2 месяца в 2009 году могло бы быть меньше. Первый квартал 2008 года отмечен самым высоким ростом за весь год - виной тому предвыборный ажиотаж, слухи о деноминации рубля, девальвации, что подстегнуло потребительский спрос. В 2009 году вполне вероятна ситуация, повторения модели прошлого года. То есть в первом квартале 2009 года сокращение может быть меньше, чем в другие месяцы. Значит, к концу года объем рынка может сократиться еще больше.
|