Правительство Самарской области заявило о готовности предоставить государственные гарантии для получения кредитов предприятиям автомобильной промышленности. На эти цели чиновники готовы потратить почти 118 млн рублей. Предполагается, что возможностью воспользуются те смежники АвтоВАЗа, которых завод включил в список ключевых поставщиков. Производители компонентов и финансисты считают предусмотренную в бюджете сумму слишком незначительной, чтобы изменить ситуацию даже на самых мелких предприятиях. После остановки конвейера АвтоВАЗа многие из его поставщиков оказались на грани банкротства Самарское облправительство вчера внесло изменения в региональную антикризисную программу. Поправки меняют подход властей к предоставлению предприятиям государственных гарантий для получения кредитов. Если ранее бюджет поручался исключительно по займам на инвестиционные проекты, теперь чиновники готовы предоставить гарантии и по кредитам, взятым для пополнения оборотных средств. Нововведения должны коснуться организаций автомобильной промышленности. На эти цели областные власти готовы потратить в 2009 году 117,75 млн рублей. Такая сумма осталась от изначально предусмотренных в бюджете по программе предоставления госгарантий 477,5 млн рублей. В региональном минфине отметили, что поручительство смогут получить компании, отчитавшиеся о наличии ликвидного залога в объеме госгарантий. Предприятия не должны иметь просроченных задолженностей перед бюджетами, государственными внебюджетными фондами и по зарплате. Предполагается, что воспользуются госгарантиями поставщики АвтоВАЗа. В конце июля автозавод передал в самарское облправительство список из 98 предприятий-смежников автозавода из разных российских регионов. Их перечень составил сам тольяттинский автозавод. Напомним, что сейчас в автомобильной отрасли Самарской области сложилась критическая ситуация. С 1 августа Волжский автозавод на месяц остановил главный конвейер из-за затоваривания, а с 1 сентября предприятие перейдет на сокращенную рабочую неделю. При этом ожидается, что по итогам года автозавод произведет лишь 300-360 тыс. автомобилей, тогда как в прошлом году он выпустил 801,6 тыс. машин. Комментируя решение руководства АвтоВАЗа приостановить производство, отраслевые аналитики и представители производителей автокомпонентов говорили тогда о возможном банкротстве его поставщиков, которые останутся без заказов. В этом году АвтоВАЗ сократил закупки автокомпонентов на 50-60%. «Госгарантии предназначены для всех предприятий, но в первую очередь — именно для ключевых поставщиков АвтоВАЗа из списка, — сказал министр промышленности и технологий Владислав Капустин. По его словам, детально условия сотрудничества с банками еще будут обсуждаться. «В основном речь идет о перекредитовании или рефинансировании кредитов», — подчеркнул господин Капустин. Стоит отметить, что еще неделю назад минпром сообщал о возможном увеличении объема фонда госгарантий. «Пока по этому вопросу достаточно много проблем», — сказал Владислав Капустин. «Мы двумя руками приветствуем такой инструмент, как государственные гарантии, — сообщил и.о. председателя правления ОАО «НТБ» Михаил Романов. — Такой инструмент давно нужен рынку, именно как инструмент обеспечения». По словам господина Романова, в первой половине этого года определенным выходом из положения были срочные векселя банков. «Кредитный портфель поставщиков АвтоВАЗа в этот период в НТБ, например, доходил до 1,5 млрд рублей, — отметил собеседник. — Сейчас инструмента нет, и этот портфель уменьшился в разы. Так что потребность рынка в госгарантиях велика». Впрочем, Михаил Романов сомневается в оперативности предоставления госгарантий. «Государство оперирует большими цифрами, а задолженность поставщиков завода сегодня раздроблена на относительно мелкие суммы кредитов, взятых в различных банках», — пояснил собеседник. В самарском банке «Солидарность» заявили, что готовы идти навстречу поставщикам АвтоВАЗа, но лишь на «взаимоудовлетворяющих условиях». Сами производители компонентов неоднозначно отреагировали на инициативу властей. «В принципе, все движения, которые совершает правительство для поддержки АвтоВАЗа, мы оцениваем положительно, — отметил председатель совета директоров «Самарской кабельной кампании» Анвар Бульхин. — Я бы не сказал, что мы архибедствуем, но если поступит предложение на предоставление госгарантий, мы его рассмотрим. Вообще, для нас важно, чтобы АвтоВАЗ стабильно работал». «Госгарантии — это только залог, и чтобы банк на них пошел, его еще нужно уговаривать, — говорит директор по экономике и финансам завода им. Тарасова Сергей Ленков. — 118 миллионов — это капля в море, логичнее было бы отдать всю сумму кому-то одному. Например, у нас перед разными банками обязательств на 1 млрд рублей, и есть просроченный кредит в ВТБ на 160 миллионов рублей (просрочка составляет один месяц, сейчас ведутся переговоры о пролонгации кредитного договора)». «Пока неизвестно, каким образом будут распределяться 118 млн, но мы в них заинтересованы, это та помощь, которая лишней точно не будет», — подытожил он. «АвтоВАЗ покупает в месяц деталей почти на 5 млрд рублей, — напомнил руководитель одной из компаний-поставщиков. — Учитывая, что по большинству договоров отсрочка в платежах составляет 45 дней, ежемесячная кредиторская задолженность автозавода равна примерно 7 млрд рублей. Поэтому кредит в 118 млн рублей на пополнение оборотных средств малоактуален даже для некрупных поставщиков. Даже рассуждать о пользе такой помощи несерьезно». По материалам www.kommersant.ru С анализом товарной структуры импорта автомобильных молдингов Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Товарная структура импорта автомобильных молдингов в Россию».
|