ДМИТРИЙ БАРАНОВ / ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Оживление спроса на отечественные автомобили зависит только от ситуации в экономике, и с помощью каких-то централизованных директив этого сделать не получится. Соответственно, можно говорить, что только улучшение экономического положения в нашей стране может, скажем так, стабилизировать спрос на российские машины. Однако вся проблема заключается именно в том, что никому не известно, когда улучшится ситуация в экономике, так что нельзя говорить, что вот с такого-то дня у нас начнется улучшение и подъем в автомобильном секторе. К тому же автомобиль не является средством первой необходимости, и люди, живущие в условиях экономической нестабильности, не могут согласиться делать такое дорогостоящее приобретение даже с учетом льготного кредитования, различных скидок и акций. Они все-таки хотят достичь какого-то порога стабильности (то есть люди хотят убедиться, что их не уволят, не понизят зарплату и тому подобное) и только потом будут готовы к приобретению автомобиля. А директивно никого к этому не призовешь. Те 150 тыс. льготных кредитов, о которых было заявлено, вряд ли будут выбраны до конца этого года. Конечно, нельзя сказать, что это как мертвому припарки, но все равно это не дает того эффекта, на который рассчитывали власти. Каким бы ни был кредит, все равно это большие деньги, которые висят только на вас. Это долги человека, и он рано или поздно должен их отдавать. Но в такой ситуации, когда не знаешь, что будет завтра, человек лучше купит каких-нибудь консервов, а не автомобиль. А вот когда он поймет, что страна развивается нормально и что он имеет достойную работу, тогда начинает думать о покупке машины. ВАРДАН ДАШТОЯН / главный исполнительный директор розничного направления группы компаний "Рольф" Эту ситуацию надо рассматривать в двух ипостасях - в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Если говорить о краткосрочной перспективе, то единственное, что приходит на ум, - это что с выпускаемым продуктом ничего особенного сделать нельзя, да и с местами продаж тоже. Тогда нужно влиять на цену и устраивать некий промоушен, то есть либо снижать стоимость этих автомобилей, либо давать широким слоям населения льготные кредитные и страховые условия. Правда, я не думаю, что это сработает, но все-таки как-то оживит ситуацию (все зависит от того, как будет снижена цена). Если цену снизят значительно, то и эффект будет достаточно большой. Правда, никакого экономического смысла не будет, но это детали. На самом же деле в долгосрочной перспективе нужно воспользоваться опытом западных производителей. Но, судя по всему, мы опять решили идти своим путем. В совете директоров в списке вице-президентов не осталось ни одного представителя Renault, что не совсем правильно. Я бы доверился им и дал бы возможность привести бизнес в порядок. Они смогли бы сделать правильную продуктовую линейку и, соответственно, возобновить лояльность клиентов. Но, как говорят англичане, если это выглядит как рыба и воняет как рыба, то давно надо признаться, что это рыба. Так что самое главное, что я бы посоветовал сделать на долгосрочную перспективу, - это признаться, что все попытки оживить спрос на отечественные автомобили просто несостоятельны. Это будет самым главным решением, после которого все остальное просто будет делом техники. ВИКТОР ПОХМЕЛКИН / председатель Движения автомобилистов России Кризис есть кризис, и это касается всех. Сейчас такая ситуация, что люди просто отказывают себе во многих вещах, а ведь автомобиль - это достаточно серьезная покупка. А тот, кто все-таки может себе это позволить, наверное, предпочитает машины не отечественного производства. Льготное кредитование и повышение таможенных пошлин, как я понимаю, затевались ради защиты продукции нашего отечественного автопрома. Но АвтоВАЗ первым делом взял и поднял цены на свою продукцию и все равно находится в кризисе. Эти меры ему не помогают, более того, существенно сократились продажи. Источник: «Газета»
|