К 2011 году производство легковых автомобилей вернется на докризисный уровень, прогнозирует PwC. В текущем году выпуск легковушек составит около 700 тыс. штук, в следующем - едва ли превысит 1 млн. Рубеж в 2 млн авто будет пройден не ранее 2013 года. По мнению экспертов PwC, надежду на выход из пике российскому автопрому дает рост производства, наметившийся во втором квартале текущего года: 164 тыс. легковых автомобилей против 123 тыс., выпущенных в первом квартале (рост 33%). Позитивную динамику обеспечило увеличение производства иномарок российского производства: если производство традиционных российских автомобилей упало на 65%, то зарубежных - лишь на 53%. По словам директора по автомобильной отрасли российского представительства PwC Андрея Комарова, причинами роста производства стали повышение импортных пошлин на автомобили, девальвация рубля, снижение импортных пошлин на автокомпоненты российскими автозаводами, а также льготное кредитование покупки машин российской сборки. По словам партнера компании PwC Стенли Рута, дальнейшие меры, принимаемые правительством, и развитие ситуации на рынке автокредитования во многом будут определять динамику рынка во второй половине 2009 года. "Однако резких изменений мы не ждем в связи с ухудшающейся макроэкономической ситуацией и исчерпанием запасов автомобилей 2008 года выпуска", - отметил Рут. Он прогнозирует падение объемов продаж по итогам текущего года в пределах 50--60%, то есть около 1,3--1,6 млн автомобилей. Впрочем, подобный прогноз может показаться излишне оптимистичным. Так, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России только за первые шесть месяцев 2009 года сократились на 49% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года - до 763 926 штук. Рост продаж автомобилей в России может начаться уже в июле текущего года, а в декабре сможет достичь 150 тыс. штук, ожидают в PwC. Эксперт департамента оценки "2К Аудит - Деловые консультации" Ирина Воробьева придерживается иного мнения. Она считает, что рост активности на автомобильном рынке можно ожидать не раньше сентября. "Кардинально изменить ситуацию правительственные меры вряд ли смогут, - убеждена Воробьева. - Возможно, благодаря господдержке удастся удержать рынок от еще большего падения, но ожидать, что благодаря государственным субсидиям начнется рост авторынка, не приходится". Заместитель гендиректора "АСМ-Холдинга" Александр Ковригин отмечает, что правительственные меры явно недостаточны для полноценной помощи автопрому. Предоставляемые кредиты по-прежнему остаются малодоступными. По данным Минпромторга, с апреля по июль текущего года граждане РФ подали в банки 31 961 заявку на получение кредитов на приобретение легковых автомобилей. После их рассмотрения было выдано 17 519 автокредитов, то есть было удовлетворено чуть более половины заявок. О том, что автокредитование притормозило, говорил и Стенли Рут. По его словам, в первом полугодии 2009-го чуть менее 20% автомобилей продавалось в кредит, притом что в первой половине 2008 года - более 50%. По словам эксперта PwC, только около 2% автомобилей, реализованных в первые шесть месяцев 2009 года, были проданы с использованием субсидируемых государством процентных ставок по кредиту. "Четыре из пяти таких кредитов выдаются на покупку продукции АвтоВАЗа", - добавляет Андрей Комаров. |