Если говорить о трех основных отраслях, которые я упомянул, то здесь по итогам I полугодия 2009 совокупный индекс промышленного производства составил 68,4%. Это заметно ниже, чем в целом по Российской Федерации Ульяновская область стала одним из регионов, которые кризис в российской экономике затронул наиболее сильно. Причиной стала специфика области, экономика которой базируется на машиностроении. По итогам полугодия индекс промышленного производства здесь снизился до 68,4%, что сильнее, чем в целом по стране. Тем не менее руководство региона считает, что в ближайшей перспективе Ульяновская область имеет все шансы войти в первую пятерку наиболее экономически развитых субъектов федерации в Приволжском федеральном округе и в двадцатку — в целом по стране. На какие ресурсы и резервы рассчитывает руководство региона, в чем видит его преимущества в сравнении с другими субъектами федерации, рассказал губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.
— Почему, на ваш взгляд, кризисная ситуация в российской экономике настолько значительно затронула Ульяновскую область? Какие меры поддержки требуются сейчас региону?
— Я хотел бы, чтобы у вас было верное представление об Ульяновской области. Не секрет, что в 90-е годы о нашем регионе сложилось обманчивое впечатление, как о регионе в значительной степени депрессивном и отсталом. Такое представление всегда сильно обижало самих ульяновцев, специалистов, хорошо разбирающихся в экономике в целом и, в частности, в экономике нашего региона. На самом деле, Ульяновская область является одним из самых крупных машиностроительных регионов страны. По доле машиностроения мы входим в пятерку крупнейших регионов Российской Федерации.
Только в автомобилестроении, производстве автокомплектующих в регионе занято почти 100 тыс. человек. Эта особенность определила и зоны основных потерь от кризиса,— в наибольшей степени от него пострадало все, что связано с машиностроением в целом, с автомобилестроением, станкостроением. Далее идет сектор, связанный с развитием строительной индустрии, затем — вся сфера производства строительных материалов и т.д.
Потери болезненные, так как регион, в частности, специализируется на развитии строительной индустрии.
До осени прошлого года промышленность нашего региона имела весьма высокие темпы прироста,— например, по результатам сентября 2008 года индекс промышленного производства составил 107,4%, а в обрабатывающих отраслях еще выше — 110,5%. Наибольший удар кризис нанес экономике области в период с октября прошлого по февраль текущего года. Если говорить о трех основных отраслях, которые я упомянул, то здесь по итогам полугодия совокупный индекс промышленного производства составил 68,4%. Это заметно ниже, чем в целом по Российской Федерации. Причем эта тенденция прослеживается и в разрезе субъектов Приволжского федерального округа, где больше нас пострадали Нижегородская область и Чувашия. Но при этом, оценивая эти результаты, мы должны четко понимать, что наш регион, да еще, пожалуй, Кировская область, дольше всех, что называется, задержались на старте. И Самарская область, и Нижегородская, и Татарстан, и многие другие еще в 90-х годах прошли все болезни роста и перешли к этапу активного развития.
Поэтому, я считаю, региональная власть поступила совершенно правильно, когда поставила перед собой достаточно амбициозные планы, заявив, что намерена опираться на собственные силы, выстраивать конструктивные отношения с федеральным центром, активно заниматься созданием хорошего инвестиционного климата. Уверен, что реализация этого плана приведет Ульяновскую область в категорию самых успешных регионов.
— На чем основана стратегия развития области, на каких отраслях экономики планируется сделать основной акцент?
— В первую очередь — на авиастроении, и всем, что с ним связано. В частности, производство комплектующих деталей, в том числе из композитных материалов. Мы сейчас достаточно активно боремся за то, чтобы основной завод российской авиации по производству композитных материалов был размещен именно в Ульяновской области.
Вторая тема — все, что касается автомобилестроения. Я хотел бы напомнить, что первоначально именно в нашем регионе был реализован проект ISUZU, и это уже позже он был передан в особую экономическую зону в Елабуге.
Третья отрасль, которую мы рассматриваем как перспективную, — это стекольная промышленность. Дело в том, что именно в нашем регионе расположены крупнейшие и уникальные запасы такого сырья, как стекольные пески. В течение многих лет Ульяновская область использовалась как некий сырьевой придаток, поставляющий это сырье в Башкортостан, Саратовскую и Нижегородскую области, где из него производили готовую продукцию. |