В правительстве Самарской области уже намекают, что избежать банкротств в автопроме без господдержки невозможно. Министр промышленности региона Владислав Капустин вчера заявил, что АвтоВАЗу следует составить список ключевых поставщиков, без которых он не способен выпускать машины. Этот список будет направлен в комиссию Игоря Шувалова, пообещал господин Капустин, чтобы присвоить избранным статус системообразующих предприятий (тогда они смогут претендовать на госгарантии по кредитам). Представитель господина Шувалова Александр Мачевский отказался комментировать эту инициативу. Однако сам АвтоВАЗ уже получил через "Ростехнологии" от государства 25 млрд руб., которые потратил на расчеты с поставщиками и погашение облигационных займов. Предполагалось, что еще 85 млрд руб. заводу дадут госбанки, но движения по этим проектам нет. На фоне разговоров об угрозе банкротства АвтоВАЗа и его поставщиков в Тольятти все активнее обсуждается возможная отставка президента компании Бориса Алешина (на заводе ее также неоднократно опровергали). Несмотря на столь сложную ситуацию не только на самом АвтоВАЗе, но и у его смежников, господин Алешин уже около месяца находится в отпуске, из которого выйдет только 3 августа, то есть в день остановки конвейера. Как утверждают источники "Ъ", в первый же рабочий день Бориса Алешина ожидает встреча с главой совета директоров АвтоВАЗа, гендиректором "Ростехнологий" Сергеем Чемезовым, "на которой будет обсуждаться все: от экономической ситуации на заводе до кадровых вопросов". Подтвердить это не удалось, поскольку официальный представитель госкорпорации Валерий Картавцев также находится в отпуске. Возможным преемником господина Алешина на АвтоВАЗе называют Игоря Комарова, который был назначен на завод "Ростехнологиями" как антикризисный менеджер, способный жестко контролировать издержки и финансовые потоки. Вице-президент по экономике и финансам АвтоВАЗа Олег Лобанов, которого привел с собой господин Комаров, уже обещал вывести предприятие на безубыточность до конца года. Правда, господин Лобанов признавал, что план продаж на 2009 год — не более 360 тыс. машин (он рассчитан просто: завод с начала кризиса продает по 30 тыс. машин в месяц). Аналитики уже говорили, что этот план означает падение выручки в 2009 году минимум на 45% и "выйти с таким падением на безубыточность нереально", поскольку завод не сможет пропорционально сократить свои издержки (см. "Ъ" от 3 июля). По итогам 2008 года себестоимость производства на АвтоВАЗе не только не упала, но и выросла на 10%. "Если банкротство АвтоВАЗа состоится, это будет уже вторая крупная неудача "Ростехнологий" в промышленности, напоминает Михаил Лямин из Банка Москвы. Он отмечает, что госкорпорация уже пыталась реанимировать альянс AirUnion, но вчера последняя из компаний альянса ("Домодедовские авиалинии") была признана банкротом. Если аналогичная ситуация повторится на АвтоВАЗе, "руководству госкорпорации будет нанесен как минимум серьезный репутационный ущерб", говорит аналитик". Крупнейшие кризисные сокращения 10 марта 2009 года СМИ со ссылкой на менеджеров группы ГАЗ сообщили о сокращении штата холдинга на 58 тыс. человек: с 118 тыс. до 60 тыс., то есть на 49%. В частности, в начале июля власти Нижегородской области объявили, что ГАЗ до конца августа уволит 7 тыс. сотрудников "нижегородской площадки". 9 апреля 2009 года ОАО РЖД предупредило, что в 2009 году из 1,2 млн сотрудников будут уволены 53,7 тыс. (около 4,5%) — в основном достигшие пенсионного возраста. 24 октября 2008 года стало известно о новой стратегии развития Сбербанка, предполагающей сокращение штата на 50-70 тыс. человек (20-30%) к 2013 году. 18 марта 2009 года президент банка Герман Греф объявил о сокращении 6,5 тыс. сотрудников в Санкт-Петербурге и Москве. 11 марта 2009 года гендиректор "Северстали" Алексей Мордашов рассказал, что штат компании в России к середине года сократится на 9 тыс. человек (примерно 19%). Увольнения коснулись в основном двух заводов в Череповце. 13 ноября 2008 года КамАЗ представил антикризисную программу, из которой следовало сокращение 10% сотрудников — примерно 5 тыс. человек. В марте 2009 года СМИ сообщили, что "Главстрой" сократил около 4,4 тыс. человек (8-9% от штата). 20 мая 2009 года руководство завода "ИжАвто" уведомило службу занятости о намерении сократить 2,4 тыс. (45%) работников предприятия. По материалам www.kommersant.ru С анализом товарной структуры импорта автомобильных молдингов Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Товарная структура импорта автомобильных молдингов в Россию».
|