Фото: ИТАР-ТАСС Неутешительные итоги Годового собрания акционеров АвтоВАЗа (25 июня 2009) в Тольятти ждали с особым интересом. Ситуация на тольяттинском автозаводе накалена до предела, а город настолько зависит от него, что буквально каждое слово, доносящееся из возвышающейся над автоградом высотки заводоуправления, мгновенно разносится по прямым, как по линейке нарисованным, кварталам 600−тысячного мегаполиса. Оно и понятно — 104 тыс. тольяттинцев работают на ВАЗе. Добавим сюда членов семей и получим едва ли меньше половины всего населения. А сколько еще людей завязаны в цепочке «сырье–компоненты–автозавод–дилер–сервисные услуги»? Причем не только в Тольятти, но и по всей стране. Открывая собрание, глава госкорпорации «Ростехнологии», председатель совета директоров АвтоВАЗа Сергей Чемезов обрисовал ситуацию в военной стилистике и по-армейски кратко. «Сегодня отчеты с автомобильного рынка напоминают сводки с фронта боевых действий», – заявил топ-менеджер. Падающий в бездонную пропасть российский авторынок, по мнению Чемезова, и является основной причиной бедственного положения АвтоВАЗа. Тему продолжил президент компании Борис Алешин. В своем выступлении он четко обозначил всю сложность положения, в которое попало предприятие. «В апреле 2009 года на российском рынке было продано 128 тыс. автомобилей. Это на 54% меньше, чем год назад. В мае текущего года в стране было продано чуть более 112 тыс. автомобилей. Таким образом, объем продаж упал на 68%. В июне, по предварительным оценкам, падение рынка составит 60%. Устойчивая отрицательная динамика держится с января. И, к сожалению, мы пока не можем быть уверены в том, что достигли дна кризиса», – отметил Алешин. Сухие цифры отчетности по итогам 2008 года говорят сами за себя. Продажи автомобилей Lada в России снизились с 663,5 тыс. в 2007 году до 622,2 тыс. в 2008 году, доля рынка упала с 27,4% в 2007 году до 23,2%, чистый убыток составил 6,684 млрд рублей против прибыли в 3,95 млрд рублей в 2007 году, а рентабельность продаж сократилась с 6,06% до 0,02%. Не менее печально нынешнее состояние завода. Продажи стагнируют на уровне примерно 30 тыс. машин в месяц, чего не хватает даже на текущую деятельность. Производственный план пересматривается практически ежемесячно. Продолжительность смен сокращена, равно как и количество рабочих дней, неоднократно главный конвейер и вовсе останавливался. По сути, персонал занят примерно на половину нормального графика, простой оплачивается в размере двух третей от оклада. Меры, принимаемые на правительственном уровне (в частности, начавшиеся поступления в счет 25 млрд рублей беспроцентной ссуды), лишь частично решают проблему нехватки оборотных средств. Долги перед поставщиками сохраняются, так же как и вексельная система оплаты поставок. Товарные остатки на складах составляют около 80 тыс. автомобилей. Без решения проблемы сбыта все меры бесперспективны, а что делать с авторынком, продолжающим судорожно сжиматься в условиях падения платежеспособного спроса и фактически на порядок упавшего объема автокредитования, никто не знает. На этом фоне решение об отказе от выплаты дивидендов и вознаграждения совету директоров, членам комитетов совета директоров и ревизионной комиссии по итогам 2008 года выглядит логичным. Гораздо более живой интерес и споры вызывают непопулярные меры, на которые АвтоВАЗ вынужден пойти в отношении персонала. «На 760 млн рублей будут сокращены затраты на социальные программы, другого выхода у нас нет», – подчеркнул Борис Алешин. Также глава завода подтвердил, что в сентябре-октябре сотрудники будут работать по сокращенной схеме без какой-либо оплаты простоя, что позволит АвтоВАЗу дополнительно сэкономить около 860 млн рублей. Еще одним направлением в работе по снижению затрат является оптимизация взаимоотношений с поставщиками. Несколько дней назад состоялась встреча с крупнейшими партнерами завода, где Борис Алешин предложил поставщикам снизить цену на отгружаемые материалы и комплектующие на 10%. Все эти решения воспринимаются в Тольятти, мягко выражаясь, неоднозначно. При средней зарплате на заводе на уровне 16 тыс. рублей сокращение выплат вдвое поставит существенную часть рабочих на грань выживания. С другой стороны, понятно, что содержать весь персонал на прежних условиях АвтоВАЗ просто не в состоянии. Хуже всего то, что, по словам Бориса Алешина, руководство завода не исключает дальнейшего ухудшения ситуации с продажами и принятия еще более кардинальных мер по снижению затрат. Что будет с Тольятти в этом случае, остается лишь гадать. |