«Морозоустойчивый» бизнес Дабы не «замерзнуть» в условиях экономического «похолодания», работающим на строительном рынке компаниям — как застройщикам, так и производителям стройматериалов и конструкций — следует пересмотреть свои приоритеты в соответствии с новыми реалиями. Например, многим застройщикам имеет смысл изменить цены на недвижимость. Так, «Южная строительная компания» уже скорректировала свой прайс-лист, снизив цены на 3-4 тысячи рублей за м2. В первую очередь это коснулось однокомнатных квартир, которые были предметом спекулятивного спроса. Кроме того, из сказанного ранее очевидно, что одним из приоритетных направлений строительного бизнеса становится участие в муниципальных и государственных программах. «Сегодня мы надеемся только на госзаказ, хотя раньше с ним не работали из-за низкой рентабельности. Но теперь иного выхода просто нет», - говорит директор подрядной компании «Пулковские высотники» Сергей Грачев. Чтобы успешно работать в этой нише строительного рынка, необходимо серьезно задуматься об оптимизации затрат и повышении рентабельности производства. Путь в сметы некоммерческого строительства обычно лежит через победу в тендере. Для крупных компаний, имеющих собственное производство полного цикла и возможность варьировать цены на продукцию в широком диапазоне, обычно это не составляет труда. Ну а те, чьи возможности скромнее, могут заручиться поддержкой своих партнеров. «Мы создали программу целевой поддержки своих переработчиков при участии в тендерах, - рассказывает Рафик Алекперов, руководитель отдела по работе с клиентами Группы компаний ПРОПЛЕКС, одного из основателей российского рынка ПВХ-профилей. - Прежде всего, это предоставление дополнительных тендерных скидок, снижение затрат на комплектующие и помощь в оптимизации производства. В итоге становится возможным дополнительное снижение себестоимости продукции на 15%». Коль скоро речь зашла о тендерах, будет уместно вспомнить о программе реформирования ЖКХ. В ее рамках сегодня повсеместно проводятся мероприятия по комплексному капитальному ремонту жилья, субсидируемые из федерального и местных бюджетов. Для многих компаний государственные и муниципальные подряды на выполнение ремонтных работ стали сейчас основным источником дохода. Кроме того, масштабные работы по утеплению и реконструкции жилых зданий открывают ничуть не меньшие возможности для успешной коммерческой деятельности, чем строительство новых объектов. Многие крупные производители рассматривают сегодня этот рынок как перспективный. Так, например, компания «PROMA-Оконный Супермаркет» выиграла тендер на остекление с использованием профильной системы PROPLEX-Comfort ряда домов, проходящих по московской программе «Капитальный ремонт ветхого жилого фонда». Заслуживает внимания и рынок малоэтажек. По мнению президента Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС) Елены Николаевой, он остается ликвидным из-за отсутствия риска «незавершенки». Наконец, в трудные времена имеет смысл вспомнить о бартере. В особенности он актуален для объектов незавершенного строительства. Подчас это является единственным решением, позволяющим осуществить взаиморасчеты между застройщиком и производителями стройматериалов в ситуации, когда денег для этого просто нет. «Мы пережили времена бартера, можем к нему вернуться и сейчас», - говорит президент Ассоциации «Абетон» Владимир Филиппов. «Мы готовы к гибким мерам, пусть только покупатели не прячутся. Не стоит доводить ситуацию до арбитражных судов», - добавляет Игоря Левит, генеральный директор Группы компаний ЛСР. Финансовый кризис стал серьезным испытанием для предприятий строительной отрасли. Для многих компаний наступили трудные времена. Однако рынок по-прежнему существует. Оптимизация производства и стоимости продукции, ориентация на государственные программы, участие в тендерах, частичный переход к бартерным взаиморасчетам — эти и другие меры помогут сохранить бизнес и не «замерзнуть» в период глобального экономического похолодания. В конце концов, кризис не вечен и ситуация постепенно стабилизируется. А предприятиям, которые сумеют оперативно перестроиться и найти свою нишу в нынешних условиях, несомненно, будет гораздо проще восстановить свое прежнее положение. Подробнее с анализом текущего и потенциального спроса и предложения суспензионного ПВХ на российском рынке Вы можете познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок суспензионного ПВХ в России». «Рынок оконного ПВХ профиля в России» «Рынок ПВХ подоконников в России» «Рынок стеновых ПВХ панелей в России» «Рынок напольного ПВХ плинтуса в России» «Рынок настенных кабель-каналов в России». |