Как стало известно, таможенная служба предъявила к ЗАО "Автотор" около 1 млрд руб. претензий в связи с ввозом в Россию комплектующих для автомобилей BMW. По мнению таможни, компания под видом комплектующих ввозила "автомобили в несобранном виде". Сумма 1 млрд руб. сопоставима со стоимостью "Автотора", но аналогичные претензии, связанные с автомобилями Kia, Chevrolet, Cadillac, Hummer, уже признал недействительными Высший арбитражный суд (ВАС). С конца 2008 года через ВАС прошло уже 45 дел, в которых "Автотор" оспаривал претензии таможни, связанные с ввозом комплектующих для автомобилей Kia, Chevrolet, Cadillac, Hummer Калининградский завод "Автотор", производящий автомобили из ввозимых комплектующих, в последнее время ведет в арбитражных судах многочисленные споры с таможней. "Автотор" декларирует грузы, ввозимые в режиме свободной таможенной зоны, как автомобильные комплектующие (части и узлы). А Калининградская областная таможня считает, что товар имеет иную классификацию: "легковые автомобили соответствующей марки в несобранном виде". Поэтому заводу доначисляются таможенные платежи. Наиболее крупное дело, в котором ЗАО "Автотор" оспаривает сразу несколько десятков решений таможни за 2007-2008 годы, будет рассматриваться 24 июня 2009 в кассационном суде Северо-Западного округа. Об этом рассказал руководитель юридической фирмы "Глазунов и партнеры" Алексей Глазунов, представляющий завод в суде. По словам господина Глазунова, это первое судебное дело, связанное с комплектующими для автомобилей BMW, а сумма требований таможни составляет около 1 млрд руб. 21 ноября 2008 года арбитражный суд Калининградской области решил это дело в пользу таможни, но 19 марта 2009 года апелляционный суд решение отменил и признал претензии к заводу незаконными. Теперь таможня подала кассационную жалобу. В постановлении апелляционного суда сказано, что "Автотор" в период с 12 января 2007 года по 15 августа 2007 года ввез в Россию комплектующие для автомобилей марки BMW 3-й, 5-й и Х3-й серий. По мнению завода, проводимая им сборка автомобилей "включает в себя комплекс регулировочных и испытательных операций, предусмотренных технологическим процессом, а компоненты подвергаются дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид". Таможня, однако, настаивает на том, что завод осуществляет только простые сборочные операции без доработки ввозимых комплектующих. Но единственным доказательством этого явилось экспертное заключение ФГУП "Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт", которое апелляционный суд счел некорректным. С конца 2008 года через ВАС прошло уже 45 дел, в которых "Автотор" оспаривал претензии таможни, связанные с ввозом комплектующих для автомобилей Kia, Chevrolet, Cadillac, Hummer. Во всех случаях суды нижестоящих инстанциях признали претензии таможни незаконными, и коллегия судей ВАС с этим согласилась, отказавшись передавать дела в президиум для пересмотра. Алексей Глазунов считает, что эти дела аналогичны нынешнему делу о комплектующих к BMW, при этом "степень несобранности у BMW максимальная", каждая машина собирается из 4,5 тыс. мелких деталей. Сумму 1 млрд руб., требуемую таможней сейчас, господин Глазунов назвал "сопоставимой со стоимостью завода", а общую сумму претензий, предъявлявшихся таможенниками по всем автомобилям, оценил в $300 млн (свыше 9 млрд руб.). Президент—генеральный директор "Автотор-холдинга" (контролирует завод) Валерий Горбунов сказал: "Острая фаза спора с таможней прошла, и если раньше мы и таможня активно судились, то теперь стороны начинают диалог о мирном урегулировании спора". С формальной точки зрения таможня "возможно, в чем-то и права", признал господин Горбунов, но рассказал, что "Автотор" выпускает BMW с 90-х годов и никогда раньше претензий таможни к импорту машинокомплектов для сборки этих автомобилей не возникало. Насколько реально "Автотору" заплатить 1 млрд руб. претензий, он не уточнил, а консолидированные финансовые показатели завод не публикует. Аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак считает, что 1 млрд руб. "сейчас не в состоянии единовременно выплатить ни один российских автопроизводитель" и что такой объем претензий, безусловно, создаст "Автотору" проблемы. Однако аналитик считает, что в условиях кризиса таможня не пойдет на обострение конфликта: "Для государства сегодня важнее сохранение рабочих мест в автопроме". По материалам www.kommersant.ru С анализом товарной структуры импорта автомобильных молдингов Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Товарная структура импорта автомобильных молдингов в Россию». |