Покупателями немецкого Opel станут канадская Magna и российский Сбербанк, аванс за его контрольный пакет они должны внести уже 2 июня 2009. Сбербанк станет одним из ключевых акционеров Opel, однако определять его стратегию будет Magna, которая не получит и блокирующего пакета немецкого автопроизводителя. Ключевым рынком для Opel должна стать Россия, где бренд должен занять до 20%, что означает увеличение его нынешней рыночной доли на порядок. Сбербанку отошло 35% акций, 20% акций приобрел канадский производитель комплектующих Magna, 10% акций будут у коллектива компании Opel, а еще 35%, то есть на паритетных условиях со Сбербанком, остались у самой GM. О том, что покупателями контрольного пакета акций Opel станут канадская Magna и российский Сбербанк, в субботу 30 мая 2009 заявила канцлер Германии Ангела Меркель. Она уточнила, что подобную сделку поддерживает правительство Германии и что президент США Барак Обама в ней также заинтересован. Соруководитель Magna Зигфрид Вольф сказал, что компания завершит сделку с General Motors (GM, продавец 100% акций Opel) в течение четырех-пяти недель, а предоплату за покупаемые бумаги в размере €300 млн внесет уже 2 июня 2009 (всего Magna инвестирует в Opel около €500 млн). Когда и как будет оплачивать свою долю Сбербанк, не уточняется, а в самом банке от комментариев отказались. Ранее Magna сообщала, что Сбербанк станет одним из крупнейших акционеров Opel с долей, равной 35% акций (сама Magna получит не более 20%). Еще 35% акций Opel останутся у GM, а 10% — у трудового коллектива. На выходных (30-31 мая 2009) GM провел предпродажную подготовку Opel, передав 100% его акций во вновь созданный траст. Трастом руководят пять человек, по два представителя от GM и правительства Германии, независимый директор — глава офиса Американской торговой палаты во Франкфурте Фред Ирвин. Он же является председателем траста. Акции Opel переданы в траст для того, чтобы обезопасить активы немецкого автопроизводителя от возможного банкротства GM (заявление о признании себя банкротом GM может подать уже сегодня). На создании траста настояли власти Германии, которые выделяют Opel кредит на сумму €1,5-4,5 млрд на пополнение оборотных средств. Дело в том, что, по информации Die Welt, обеспечением по этому кредиту станут "все материальные и нематериальные активы Opel", то есть риск претензий по ним кредиторов GM должен быть исключен. Максимальный срок работы траста — шесть месяцев. Когда сделка состоится и траст будет ликвидирован, держателем 35% акций Opel будет уже "обновленный GM", то есть GM, переживший банкротство, поясняют немецкие чиновники. Несмотря на то что Сбербанк станет крупнейшим владельцем Opel наряду с GM, он не будет определять его стратегию и производственную политику. По словам премьер-министра земли Гессен Роланда Коха, "российский партнер будет только держателем доли (в Opel)", а "за руководство компанией будет отвечать Magna". Аналитики уже отмечали, что Magna структурировала сделку крайне выгодно для себя: именно от Magna исходила инициатива покупки Opel, Magna будет руководить немецким автопроизводителем, но формально не будет владеть даже его блокпакетом. Покупая Opel, Magna и Сбербанк получат контроль над восьмью производственными площадками в Германии, Бельгии, Польше, Испании и Великобритании. В прошлом году они выпустили 1,47 млн машин. Magna может закрыть заводы в Бельгии и один завод в Великобритании (там их два), сократив до 10-11 тыс. сотрудников Opel (всего в Opel 55 тыс. человек). Штаб-квартира Opel останется в Рюссельхайме, руководить Opel будет нынешний глава GM Europe Карл-Петер Форстер. Ключевым рынком для Opel должен стать российский: в перспективе Opel должен занять на нем рыночную долю в 20%, заявляют в Magna. Это означает увеличение доли на порядок: по итогам января-апреля 2009 года Opel занял не более 3% рынка (фактические продажи — 15,5 тыс. машин). Magna надеется нарастить свою долю за счет партнерства с российской группой ГАЗ, которая может предоставить ей конвейер Горьковского автозавода по сборке легковых автомобилей (сейчас он выпускает седан Volga Siber, мощность — 160-180 тыс. машин в год). В группе ГАЗ подтверждают лишь готовность стать индустриальным партнером Magna, но от дальнейших комментариев отказываются. Пока непонятно, как будет идти локализация производства Opel в России и насколько реален объем выпуска в 180 тыс. машин, потому что продать такой объем на падающем авторынке вряд ли реально, говорит Михаил Пак из ИФК "Метрополь". В любом случае для российской автоиндустрии, в первую очередь для группы ГАЗ, в этой сделке "больше плюсов, чем минусов", хотя бы потому, что производство легковых автомобилей ГАЗа станет наконец-то рентабельным. Михаил Лямин из Банка Москвы согласен с коллегой, но "не совсем понимает, зачем сделка нужна Сбербанку, который в Opel будет, скорее, спящим акционером". По материалам www.kommersant.ru С анализом товарной структуры импорта автомобильных молдингов Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Товарная структура импорта автомобильных молдингов в Россию».
|