Основную часть выручки "Унихимтеку" до сих пор приносило производство продуктов интеркалирования и термовспенивания пенографита — запатентованных учеными-акционерами компании материалов с добавлением углерода, которые используются для уплотнения стыков труб и в качестве огнезащиты конструкций, кабелей и других коммуникаций. Сейчас у "Унихимтека" более 3,5 тыс. потребителей. Среди них такие "аппетитные", как "Газпром", нефтяные компании, предприятия атомной и тепловой энергетики. Наука придает бизнесу неплохую динамику: за последние четыре года выручка "Унихимтека" выросла в пять раз, до 1,7 млрд руб. в год. Собственно, через углерод генеральный директор "Унихимтека" Виктор Авдеев (на фото) в 2002 году с научной неотвратимостью пришел к идее освоить производство композитных материалов. Углеродные волокна толщиной 1/10 человеческого волоса в них склеиваются, образуя прочную легкую ткань,— как раз то, чего так не хватало российским самолетам, чтобы остаться конкурентоспособными по сравнению с западными: Ту-134 расходует на километр 4 тонны керосина в час, а, например, Boeing 737 — 2,6 тонны. Если самолет летает по пять часов в день, за год при нынешних $500 за тонну набегает экономии более $1 млн. Нынешние российские самолетостроители с композитами все так же не дружат. "Самолет SSJ умеренно консервативен в плане использования композитных материалов,— говорит Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт".— При его разработке более приоритетной задачей были сроки выхода на рынок, поэтому компания "Гражданские самолеты Сухого" использовала в основном уже проверенные материалы и технологии". Но Виктору Авдееву повезло, причем дважды. Во-первых, "революцию" ГСС все же запланировал. Компания строит завод "Аэрокомпозит", который займется производством композитных комплектующих — из них будет изготовлен SSJ нового поколения. Во-вторых, "Унихимтеку" удалось убедить "Роснано" инвестировать 3,3 млрд руб. в производство препрегов — композитных полуфабрикатов, из которых тот же ГСС может производить детали для своего модернизированного SSJ. SSJ нового поколения, по расчетам Авдеева, полегчает на 10 тонн, что позволит экономить на топливе около $1 млн в год. Сейчас "Унихимтек" — третий проект по объему инвестиций и один из первых по скорости запуска. Компания уже построила на собственные средства и кредит от московского правительства в подмосковном Климовске линию по производству препрегов двухметровой ширины для строительной индустрии. Мощность — до 700 тонн в год, это сопоставимо со всем объемом выпуска композитных материалов в России. Линия заработает осенью 2009-го. Инвестиции "Роснано" пойдут на строительство линии по производству препрегов уже под нужды авиации, которая встанет в строй в следующем году. "В области высоких технологий два-три года — вечность. Здесь ждать нельзя",— говорит Авдеев. Генеральный директор "Унихимтека" убежден, что российское производство препрегов государство однозначно будет поддерживать: без него третий центр компетенции в мировом самолетостроении (помимо Boeing и Airbus) в России создать невозможно. К 2015 году Виктор Авдеев рассчитывает зарабатывать на препрегах до 30 млрд руб. в год. На авиацию к этому времени будет приходиться лишь шестая часть выручки компании: препреги видятся Авдееву в любом транспорте — от корабля до обычного автомобиля. Продукт: препреги. Инвестиции: 3,5 млрд руб. Условия: 48% у "Роснано", остальное у частных акционеров. Основная часть средств "Роснано" поступает в проект в виде кредита на 10 лет. Потребители: ОАК, зарубежные производители самолетов. Рынок: $50 млрд (в 2006 году). По материалам: Журнал «Секрет Фирмы»
|