Наша цель достаточно проста: на тех рынках, где BSH имеет собственное производство, мы хотели бы, чтобы приборы, которые производим, занимали долю рынка 20%. И здесь у нас в России мы ставим такую же цель. — А сейчас какова доля рынка компании в сегменте холодильников? — Примерно 11%. — И дальше хотите увеличить? — До 20% и более. — Через какое время планируете достичь этого показателя? — Я бы сказал, что в следующие три года. Сейчас трудно многим производителям и покупателям. Но хотел бы заверить, что BSH не отказывается от своих планов развития в России, наше присутствие здесь всерьез и надолго. — Компания Electrolux собирается закрыть завод в России, а Indesit отказалась от планов строительства здесь нового завода. Не планирует ли BSH менять сроки запуска своего второго завода в России? — Мы лишь несколько изменили приоритеты, но не сроки, и объем инвестиций, который мы планируем вложить в строительство в этом году и в ближайшие годы, остался неизменен — 40 млн евро. Инвестиции в наше производство в Санкт-Петербурге мы начали в прошлом году и продолжаем в этом году. И это не простые слова, я езжу по стране, посещаю разные объекты и могу с уверенностью заверить вас, что строительство на нашем объекте идет. Выход на полную мощность завода запланирован на конец 2010 года. Часть из 40 млн евро будет инвестирована в расширение логистического центра, который также находится на территории, прилегающей к заводу. Площадь центра составит примерно 40 тыс. кв. м, и он расширяется в таком объеме потому, чтобы нам в дальнейшем не понадобилось еще раз его расширять, когда построим завод по выпуску стиральных машин. Да, это не коррелируется с нашими первоначальными планами. Вначале мы хотели строить производство стиральных машин, но нас приятно удивили продажи холодильников, произведенных в Санкт-Петербурге. И здесь, на наш взгляд, необходимо было поменять приоритеты, и мы поменяли местами очередность проектов. Исходя из текущей ситуации на рынке и судя по тому, как рынок развивается, нам необходимо производство стиральных машин в России. Так что наш следующий шаг — это завод по производству стиральных машин. — Когда компания все-таки планирует начать строительство завода по производству стиральных машин? — Как только закончим строительство по расширению завода холодильников. Поймите нас правильно, у нас нет достаточно средств и сотрудников для того, чтобы вести в России два параллельных проекта. Но уже сейчас могу сказать, что в Санкт-Петербурге 15 человек занимаются только проектом завода стиральных машин. Планируемое производство будет сделано по образу и подобию нашего первого завода, то есть те приборы, которые будут производиться на втором заводе, будут производиться только для России. Эти машины будут спроектированы с учетом тех требований, которые предъявляют российские потребители к такой технике. Это будут не просто копии западных образцов, которые продаются в Европе. Приборы будут сделаны в России и для россиян. — В условиях непростой экономической ситуации какие методы будет использовать компания для привлечения покупателей? — На глобальном рынке концерн BSH намерен инвестировать в 2009 году более 300 млн евро в развитие разных продуктовых направлений. В прошлом году только на российском рынке мы представили более 70 новинок и намерены продолжать работать на том же уровне. К примеру, в этом году планируется вывести 75 новых бытовых приборов. Компания также дает гарантию на продукцию сроком на четыре-пять лет в зависимости от категории прибора. Для сравнения, в странах СНГ гарантия на наши приборы дается на два года, в Великобритании — на три-четыре года. Мы вводим в ассортимент новые модели, которые предназначены исключительно для российских потребителей. — Например? — Например, такой замечательный прибор, как кухонный комбайн, который режет кубиками. Его аналогов нигде в мире нет. Также мы планируем представить новую линейку встраиваемых духовых шкафов марок Bosch, Neff и Siemens. — Судя по вашей статистике, наибольшую динамику роста показали холодильники. Были ли примеры негативной динамики по каким-то категориям? — По крупной бытовой технике можно сказать, что нет. К примеру, на рынке посудомоечных машин мы росли пропорционально росту рынка. Были проблемы с малой бытовой техникой, что прежде всего произошло из-за того, что мы не следили за трендами рынка. Мы недостаточно гибко и быстро реагировали. Если говорить конкретно, то это прежде всего касается материалов, из которых производится малая бытовая техника: нержавеющая сталь у чайников. Нужно делать соответствующие выводы. Теперь мы конкретно знаем, что это те направления, где мы должны усилить свою активность и больше вкладывать. В принципе по всем группам приборов мы очень довольны тем развитием, который принес нам 2008 год. |