«…Перед тем как мы открыли производство холодильников, у нас было 20—25% комплектующих местного производства, сейчас уже более 50%...» Экономический кризис заставляет многих производителей замораживать свои инвестиционные проекты по различным причинам. Только за один месяц два известных европейских производителя бытовой техники были вынуждены отказаться от развития в России. Германский концерн BSH Bosch und Siemens Hausgeraete GmbH тоже внес коррективы в свое развитие на российском рынке, но только в сторону расширения бизнеса. Вместо строительства завода по выпуску стиральных машин концерн начал расширение завода по выпуску холодильников. Глава представительства BSH Bosch und Siemens в России ХАНС-КЕРСТЕН ХРУБЕШ рассказал, почему концерн изменил свои планы развития, а также оценил перспективы развития российского рынка бытовой техники. — Г-н Хрубеш, как бы вы оценили ситуацию на российском рынке бытовой техники на сегодняшний день? Как, по вашему мнению, будет развиваться российский рынок бытовой техники в 2009—2010 годах? — Я хотел бы привести в пример диаграмму, которая показывает уровень насыщения рынков и процесс развития. Пример из отрасли холодильников. В начале шкалы стоят самые простые однодверные холодильники, дальше холодильно-морозильные комбинации, а уже потом встраиваемая техника, и здесь еще можно добавить холодильники side-by-side. Положение Германии близко к вершине. Россия сейчас начинает восхождение по кривой вверх, туда, где находится Германия. За последние три года в России наблюдался существенный рост рынка встраиваемой бытовой техники: плиты, духовки. Был бум на посудомоечные машины. Я полагаю, что в 2009 году на фоне кризиса российский рынок бытовой техники может снизиться на 10—15%, до уровня 2007 года. Очень надеюсь, что в середине года продажи начнут расти, а в конце 2009 года, а может, скорее в начале 2010 года российский рынок опять вернется на стабильный уровень. Кстати, когда я был в командировке в Ростове-на-Дону, мне бросилось в глаза, что в магазинах, и прежде всего торгующих бытовой электроникой, сохраняется потребительский спрос. Люди покупают и хотят покупать. Но спрос не удовлетворен, некоторых продуктов нет на полках. — Какова выручка компании в России по итогам 2008 года? Какую динамику вы прогнозируете в 2009 году? — Прошлый год стал годом рекордов для нашей компании. За последний год совокупный оборот концерна превысил 8,8 млрд евро. Но политика нашей компании такова, что мы не раскрываем финансовые показатели на локальных рынках. Могу только сказать, что наша доля в России составляет 18%. В 2008 году мы продали более 4 млн бытовых приборов. В России под нашими торговыми марками продаются каждая вторая посудомоечная машина, каждая пятая стиральная машина, 70% кухонных комбайнов, каждый третий встраиваемый прибор. — А можете сказать, какова динамика роста? — 2007 год был для нас успешным, но 2008-й стал еще более успешным, динамика прироста была двузначной. Примерно 20%. За последние три года концерн увеличил долю рынка на 4 п.п., до 18,6%. Россия среди стран, где присутствует концерн, входит в первую десятку. — Может российский рынок войти в тройку ведущих рынков для BSH? — Тяжело будет. Шансы всегда есть, но очень сложно. Если мы будем рассматривать период в течение следующих пяти лет, то шансы есть. — Скажите, а вся продукция с вашего российского завода реализуется на отечественном рынке или какая-то часть отгружается в другие страны? — Сейчас вся продукция, которая производится на нашем заводе в Санкт-Петербурге, реализуется исключительно в России. Но в текущем году начнутся поставки приборов в Белоруссию и на Украину. — В феврале этого года концерн принял решение о строительстве второй очереди завода по выпуску холодильников. Новые приборы будут также продаваться в России или намерены расширить экспорт? — В 2010 году с открытием второй очереди мощность завода увеличится до 500 тыс. холодильников в год. Это позволит нам начать экспорт приборов в Польшу, Чехию, Финляндию, Швецию и, возможно, еще в другие страны. Но пока мы продаем в России. К примеру, в 2008 году здесь было продано более 200 тыс. приборов, но мы могли бы продать гораздо больше. |