Канадский производитель автокомплектующих Magna и его российские партнеры – Сбербанк РФ и «Группа ГАЗ», входящие в инвестиционный консорциум, — в случае покупки контрольного пакета немецкого автоконцерна Opel намерены сохранить все его заводы в Германии. Об этом сообщила 19 мая 2009 немецкая «Welt am Sonntag». Автозаводы конечной сборки в Бохуме, Рюссельсхайме и Айзенахе, а также завод по производству двигателей и компонентов в Кайзерслаутерне представляют интерес для продвижения Magna на европейский рынок. Сохранить предприятия в Антверпене (Бельгия) и Лютоне (Великобритания) будет труднее, сообщает газета со ссылкой на источник в Opel. В прессе участие ГАЗа в покупке Opel обсуждается с апреля 2009, однако автоконцерн Олега Дерипаски лишь в середине мая 2009 официально подтвердил свою заинтересованность в проекте с главным европейским подразделением американской General Motors, оказавшегося на грани банкротства. Конкретные условия сделки партнеры не разглашают, но отмечают, что, если покупка состоится, ГАЗ выступит в этом проекте индустриальным партнером и предоставит для сборки немецких автомобилей простаивающие мощности Volga Siber. По информации немецкой прессы, партнеры готовы инвестировать в проект 5 млрд евро. По предварительным оценкам, для докапитализации Opel, а также реструктуризации его долгов и социальных выплат требуется 5−7 млрд евро. Основным конкурентом консорциума по-прежнему является итальянский автоконцерн Fiat, планирующий с покупкой активов GM в Европе создать производство мощностью 6−7 млн автомобилей в год и стать вторым по величине после Toyota мировым автопроизводителем. Эту сделку лоббирует министр экономики Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг. Главный риск сделки с Fiat заключается в том, что модельные ряды малолитражек Fiat и Opel конкурируют между собой, к тому же у каждого производителя есть «лишние» мощности. Руководители и профсоюз немецкого автопроизводителя опасаются сокращения рабочих мест на автозаводах Opel в Германии. Кроме того, у Fiat есть собственные финансовые трудности, и такой партнер не сможет помочь Opel, считают скептики. Сделка с Magna и «Группой ГАЗ» многим представляется хотя и рискованной, но более перспективной. Ее поддерживают премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия Юрген Рюттгерс, премьер-министр земли Рейнланд-Пфальц Курт Бек и премьер-министр Гессена Роланд Кох – в этих землях расположены заводы Opel. Планы консорциума тоже оптимистичны: компании говорят о доведении выпуска до 1 млн машин в год. Аналитик «ВТБ Капитал» Елена Сахнова считает, что это нереально даже в отдаленной перспективе: такой объем соответствует доле российского рынка в 20−30%, но занять такую обширную нишу с моделями Opel маловероятно. Другие риски этого проекта аналитик видит в самой попытке ГАЗа закрепиться в сегменте легковых автомобилей, что ему пока не удается. Сахнова называет Siber абсолютно неудачным проектом: машина, как и ожидалось, не пошла на рынок, поскольку цена реализации была явно завышенной. Аналитик считает, что ГАЗу нужно сосредоточиться на том, что перспективно – это коммерческие грузовики и автобусы, — и забыть про все амбиции в пассажирском сегменте. Участие в проекте и возможный выпуск моделей Opel на мощностях «Группы ГАЗ» позволит «Русским машинам» создать стратегический альянс с Magna, к которому Олег Дерипаска всегда стремился, предполагает аналитик «Брокеркредитсервис» (БКС) Севастьян Козицин. Он напоминает, что до октября 2008 года компании «Русские машины», контролирующей группу, принадлежало 20% акций Magna, которые были переданы BNP Paribas в результате margin calls. Кроме переноса мировых автомобильных технологий на нижегородские мощности «Группы ГАЗ» альянс может преследовать сугубо прагматическую цель. ГАЗ вложил 150 млн долларов в покупку у американской компании Chrysler двух технологических платформ и оборудования для производства Volga Siber. Сейчас эти линии стоят, но, загрузив их производством одной-двух моделей Opel, ГАЗ в ближайшие годы сможет компенсировать свои затраты. Это будет более успешным начинанием, чем производство Siber, считает аналитик БКС. Долгосрочная стратегия Magna связана с закреплением на российском рынке. В случае роста рынка канадский производитель может вернуться к созданию анонсированных ранее совместных предприятий с «Группой ГАЗ» по выпуску автокомпонентов как для российских производителей, так и для автозаводов других стран, в первую очередь азиатских, которые весьма привлекательны для Magna. Но в ближайшие годы компания, скорее всего, ограничится размещением на площадке ГАЗа отдельных моделей Opel и части комплектующих для них, считают аналитики. До конца мая 2009 правительство Германии должно решить судьбу Opel и выбрать из семи претендентов на компанию победителя. В своей заинтересованности в европейских активах General Motors помимо Fiat и Magna заявили государственные инвестиционные фонды Объединенных Арабских Эмиратов и Сингапура, а также три частные инвестиционные группы. КОММЕНТАРИЙ Михаил Пак, аналитик компании «Метрополь»: В нынешних условиях производство легковых автомобилей является для ГАЗа непрофильным бизнесом. Однако сегмент коммерческих автомобилей в большей степени пострадал от кризиса, так как связан с системой кредитования как конечных покупателей, так и автодилеров, лизинговых компаний. Если в первом квартале 2009 рынок легковых автомобилей снизился в среднем на 40%, то продажи коммерческой автотехники упали более, чем на 60%. Поэтому не исключено, что в будущем отношение ГАЗа к легковому сегменту может измениться. Но сегодня у него на первом месте стоит реструктуризация задолженности в размере 45 млрд рублей. И, если группа получит госгарантии, они будут направлены на российские проекты. По материалам www.expert.ru/ С анализом товарной структуры импорта автомобильных молдингов Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Товарная структура импорта автомобильных молдингов в Россию».
|