Машиностроение Германии и США уступило свои лидирующие позиции Китаю. Помимо этой не слишком радостной новости выставка в Ганновере приготовила немцам и другую, более оптимистичную: конец падения производства в машиностроительной отрасли не за горами. В этом убежден отраслевой союз VDMA. В прошлом году Китай стал ведущей машиностроительной державой, оставив позади Германию и США. Доля китайских компаний на мировом рынке достигла 17,2%, а немецких — только 14,7%, сообщил Союз немецких машиностроителей (VDMA) во время Ганноверской выставки. Третье место занял лидер прошлых лет — США с 14,6%. Далее следуют Япония (11,8%) и со значительным отставанием Италия (6,8%). Несмотря на кризис, немецким машиностроителям удалось увеличить обороты на 8%, до 233 млрд евро. Но их конкуренты из Китая выросли на 30%, до 271 млрд евро. А вот в США рецессия сильно ударила по машиностроителям, снизив их обороты до 231 млрд евро. По оценке VDMA, в прошлом году в мире было продано станков и оборудования общей стоимостью почти 1,58 трлн евро, что на 3% больше, чем годом ранее. Но с середины 2008 года отрасль почувствовала на себе ослабление мировой конъюнктуры. Во всем мире количество заказов стало падать, некоторые компании отозвали ранее сделанные заказы. За первые два месяца нынешнего года поступление заказов упало почти вдвое. Больше всего страдают от кризиса немецкие производители оборудования для типографий и текстильной промышленности, тогда как у компаний, производящих реакторы и оборудование для электростанций, а также для подъемников, дела идут относительно неплохо. Из-за кризиса у машиностроителей возникают также проблемы с финансированием. «Самые большие проблемы мы сейчас наблюдаем у небольших компаний, а также в случаях крупных долгосрочных капиталовложений», — отметил главный управляющий VDMA Ханнес Хессе. Машиностроение является одной из наиболее сильно ориентированных на экспорт отраслей Германии — доля продукции, поставляемой за рубеж, составляет около 75%. За прошлые годы в ней было создано множество рабочих мест. Так, еще в прошлом году немецкие машиностроительные компании увеличили число занятых на 40 тыс., до 976 тыс. человек. В первую очередь компании нуждались в инженерах и квалифицированных специалистах. Даже сейчас, по данным VDMA, на немецком рынке труда не закрыто 8 тыс. вакансий в машиностроении. Но некоторые концерны уже объявили о сокращении рабочих мест. Так, крупнейший в мире производитель типографского оборудования Heidelberger Druck намерен сократить до конца года 5 тыс. из 200 тыс. работников. Производитель оборудования Gea уменьшит число рабочих мест более чем на тысячу из нынешних 21 тыс. Но все же немецкое машиностроение видит уже свет в конце тоннеля. «Мы рассчитываем, что в середине года наступит конец падения количества поступающих заказов», — заявил г-н Хессе. Отрасль рассчитывает на положительный эффект программ по поддержке конъюнктуры, принятых в разных странах. Ханнес Хессе подтвердил недавно сниженный прогноз на 2009 год, согласно которому объемы производства отрасли упадут на 10—20%, а количество рабочих мест снизится на 25 тыс. Сейчас уже 100 тыс. работников немецкого машиностроения работают неполный день. На вопрос о том, когда же число заказов начнет расти, г-н Хессе ответил довольно неопределенно: «Мы не исходим из того, что наступит молниеносное оживление». По материалам www.rbcdaily.ru |