Вариант: тройственное сотрудничество Одним из первых глобальных поставщиков пластиковых автокомпонентов, пришедших на российский рынок, стала французская компания Faurecia (входит в пул Renault). В конце 2006 г. она начала производство бамперов, дверных и приборных панелей на мощностях нижегородского «Технопласта». Однако летом 2008 г. на завод пришла канадская Magna. И производство было перенесено на площадку АДП-Луга (Ленинградская область), где в настоящее время работает первая очередь (выпускаются бампера, обивка дверей). В дальнейшем на площадке планируется и создание второй очереди. «АДП Луга» Завод «АДП Луга» является совместным предприятием хорватской компании AD Plastik (имеет три завода в Хорватии и по одному в Словении и Румынии) и корпорации "Аэрокосмическое оборудование" Сергея Бодрунова (владеет 30% AD Plastik и планирует довести свою долю до контрольного пакета). Завод «АДП Луга» предполагается полностью интегрирован в структуру AD Plastik. Кроме того, завод AD Plastik в Румынии создан совместно с Faurecia, через которую хорватская компания реализует свою продукцию, поступающую на европейские автозаводы. Завод «АДП Луга» официально запущен в середине октября 2008. Первоначальные инвестиции в проект - более 15 млн.евро. На заводе работает около 150 чел. В данном случае, мощности лужского завода принадлежат «АДП Луга». Faurecia передает ему исполнение заказа для Renault («Автофрамос») и Ford (Всеволожск), оснастку и техническую документацию. При этом производство и поставка продукции для автозаводов проходят под контролем Faurecia. По словам руководителя «АДП Луга» Владимира Александровича Комарова, без сотрудничества с европейскими компаниями наладить производство пластиковых компонентов для европейских автоконцернов и «вписаться» в цепочку поставок, без сомнения, не удалось бы. Все процессы, включая и обеспечение полипропиленовыми компаундами, проходят под их жестким контролем. Более того, если предприятие решит самостоятельно «поработать» на авторынке, например, на имеющихся литьевых машинах (ТПА Krauss Maffei Bersdorf; азиатское оборудование в подобных случаях не используется) решит наладить выпуск комплектующих для отечественных автозаводов, ему этого сделать не позволят. Поэтому на подобные предложения поработать (поступающие, как правило, от посредников-пионеров) предприятие отвечает отказом. Кризис, безусловно, сказался на работе «АДП Луга», как и на авторынке в целом. В частности, Ford сократил объемы выпуска на ~50%. Тем не менее, кризис не вечен, рынок восстановится, и в планах предприятия – пуск второй очереди. Компаунды: качество по приемлемой цене Создать в России производства пластиковых компонентов на уровне, необходимом для локализации промышленной сборки зарубежных концернов, невозможно без прихода на рынок глобальных игроков. Способна ли наша полимерная индустрия обеспечить их полимерным сырьем (компаундами)? Newchemistry обратился в компанию, которая является первопроходцем данного направления, группу «Полипластик». Как сообщил директор по науке и развитию «Полипластика» Михаил Львович Кацевман, это вполне возможно, что своей работой на протяжении последних лет доказывают специалисты компании. (Подробнее об этом читайте в авторском блоге М.Л. Кацевмана на портале Newchemistry: http://www.newchemistry.ru/blog.php?id_company=88&category=ablog). Но делается опять же в сотрудничестве с глобальными лидерами авторынка. Они готовы покупать полимерные компаунды в России (для выпуска на их основе компонентов для сборочных производств), если будет обеспечено соответствующее качество по приемлемой цене. И, чтобы добиться этого, нужно много и кропотливо работать, а потом в Европе доказывать «соответствие стандартам». Причем, обеспечить даже сопоставимую с европейским рынком (лидеры здесь Basell, Sabic, Dow и др.) себестоимость довольно сложно. Ведь реальные отечественные мощности по компаундам в общем объеме не превышают 60 тыс. т. А средняя единичная мощность в Европе – 150 тыс. т. Из-за несопоставимости мощностей, отсутствия на российском рынке наполнителей и добавок, создание массового конкурентоспособного производства полимерных компаундов является не простой задачей. Но все-таки выполнимой. Сегодня «Полипластик» является крупнейшими производителем полимерных компаундов в России (автопром, бытовая техника, упаковка, стройматериалы). Поставляет их и для сборочных автопроизводств, занимающихся локализацией, в частности, для заводов Ford и Logan. В последние годы с ростом рынка увеличивались и объемы «Полипластика». Пик пришелся на 2008 г., который для компании стал самым удачным. Всего было выпущено 46 тыс. т компаундов (для всех отраслей). Из них: 28 тыс. т – полипропилен, 12 тыс. т – полиамиды, а также полиэтилентерефталат, полибутилентерефталат, полиформальдегид, Кризис, естественно, отразился на деятельности компании, рынок существенно сократился. Более всего пострадало направление компаундов для автопрома. В меньшей степени – компаундов для «белой техники» («Полипластик», в частности, является крупнейшим поставщиком для российских заводов компании Indesit). В 2009 г. произошел сильный спад. Тем не менее, в планах «Полипластика» уже в 2010 г. поставить около 10 тыс. т компаундов для автопрома. |