Для спасения собственного автопрома правительства ведущих автомобильных держав используют целый набор инструментов. Самыми распространенными стали кредиты автопроизводителям — на текущую деятельность, расчеты с поставщиками, развитие экологичных технологий. Но самой успешной мерой в стимулировании продаж можно считать премию за утилизацию, которую выдают в Германии, Франции и нескольких других европейских странах. При этом США, потратившие на свой автопром уже 35,3 млрд долл., похвастаться реальными успехами пока не могут. В Европе господдержка осуществляется по двум основным направлениям: государственные займы, направленные на разработку экологически чистых технологий, и проекты поощрения спроса, в частности премии за сдачу в утиль старых автомобилей, рассказывает руководитель автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Стенли Рут. Премию за сдачу в металлолом старых автомобилей и приобретение более экологичных машин ввели Германия, Франция, Италия, Австрия, Португалия и Испания. Особенно эффективной оказалась эта мера в Германии, где размер премии составляет 2,5 тыс. евро. Там за март продажи выросли на 40% по сравнению с мартом прошлого года. Во Франции за счет премии в 1 тыс. евро продажи в марте увеличились на 8,1%. Подобная мера была бы эффективна и в России, уверен г-н Рут. «При этом российский автопарк намного старше, чем в других странах Европы, а показатель дорожной безопасности, в том числе из-за возраста и состояния автопарка, ниже», — отмечает эксперт. Но экопремия не единственная помощь, которую получил немецкий автопром. В то время как правительство Германии отказывается делать прямые денежные вливания в автозаводы, помощь автопрому оказывает Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). ЕИБ уже одобрил выделение кредитов объемом 1,2 млрд евро для немецких автозаводов Volkwagen, BMW и Daimler. Кроме того, планируется выделить 200 млн евро немецким заводам Ford. Opel может получить от ЕИБ 400 млн евро. Всего банк выделил в первой половине этого года кредиты на 7 млрд евро по сниженным ставкам, которые автопроизводители должны направить на развитие экологичных технологий и поддержку своих заводов в Восточной Европе. Между тем две другие крупные автомобильные державы — Китай и Япония — почти не оказывали финансовую поддержку собственному автопрому. В Японии в конце марта ассоциация производителей JAMA выступила за введение экопремии, но решение не принято. В Китае, говорит исполнительный директор «Соло Консалтинг» Андрей Новиков, правительство также не пошло на прямое субсидирование автопроизводителей. Но в общей сложности на поддержку автопрома направлено 10 млрд юаней (около 1,5 млрд долл.), из них половину составили субсидии фермерам для обновления парка, а остальные средства пошли на снижение налогов на приобретение малолитражек и на имущество. В России правительство выбрало путь прямых субсидий автопрому. АвтоВАЗу выделена беспроцентная ссуда в 25 млрд руб. Другим производителям обещаны госгарантии по кредитам и возврат налогов на гораздо меньшие суммы. При этом в отличие от США, где деньги были выделены в обмен на планы реструктуризации, а для Chrysler помощь в размере 6 млрд долл. была обещана только с условием вступления в альянс с Fiat, в России от автопроизводителей обязательств почти не требовали. В результате США за первый квартал впервые утратили первое место по продажам автомобилей в мире, уступив его Китаю. А в России мартовские продажи оказались еще хуже, чем февральские и январские. Сами производители осторожно отзываются о том, какие меры наиболее эффективны. По словам менеджера по связям с общественностью Renault в России Ольги Сергеевой, компания приветствует любые меры по стимулированию спроса и поддержке автопрома. Как ранее говорил РБК daily гендиректор «Фольксваген Груп Рус» Дитмар Корцеква, средства помощи должны быть рассчитаны на потребности конкретного рынка: в России экопремия без стимулирования потребительского кредитования вряд ли бы была успешной. Государственная поддержка автопрома в пяти ведущих странах Страна | Объем выделенной и уже обещанной господдержки | Способы помощи | США | 35,3 млрд долл. | Кредиты автопроизводителям на текущую деятельность, на погашение долгов перед поставщиками и на развитие гибридов | Китай | 10 млрд юаней | Снижение налога на покупку малолитражных автомобилей, снижение налога на имущество, снижение цен на топливо, госзаказ, разрешение на кредиты на автомобили любой стоимости (ранее только на дороже 35 тыс. юаней), субсидии фермерам на обновление парка | Германия | 5 млрд евро | Премия за утилизацию | Франция | 8,7 млрд евро | Кредиты автопроизводителям, кредиты финансовым подразделениям автопроизводителей, премия за утилизацию 1000 евро, инвестиции в фонд поддержки модернизации оборудования | Россия | 57,4 млрд руб. | Беспроцентная ссуда, увеличение госзакупок, госгарантии по кредитам, возврат или перенос налоговых выплат, субсидирование потребительских кредитов |
Источник: подсчеты РБК daily По материалам www.rbcdaily.ru С анализом товарной структуры импорта автомобильных молдингов Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Товарная структура импорта автомобильных молдингов в Россию».
|