Компания Sollers намерена построить сборочный автозавод в Приморье. Его продукция должна компенсировать прекратившийся импорт подержанных японских машин и хотя бы отчасти смягчить удар по региональному рынку труда… Известие о планах Sollers вызвало неоднозначную реакцию у населения и приморских экспертов. Среди причин довольно высокий градус социальной напряженности, вызванный повышением пошлин на подержанные иномарки, — без работы остались более 63 тыс. приморцев, а также отсутствие исчерпывающей информации о том, что намерены делать власти. Детали проекта строительства автозавода, ставшие известными лишь в последнее время, позволяют взглянуть на ситуацию со сдержанным оптимизмом. Проект компании состоит из нескольких этапов. Первый — организация в текущем году сборочного производства в поселке Врангель, в непосредственной близости от порта Восточный под Находкой. Промышленные площади под автозавод определены, и уже начаты работы по их обустройству. Первые автомобили должны выехать из ворот завода в декабре. Компания вложит в организацию сборочного производства 9,3 млн долларов (будет создано не менее 300 новых рабочих мест). Модельный ряд продукции Sollers в Приморье будет представлен внедорожниками Rexton и Kyron корейской корпорации SsangYong, различными модификациями грузовиков японской Isuzu грузоподъемностью от 1,5 до 25 т, а также микроавтобусами FIAT Ducato в разных вариантах исполнения — от спецмашин «скорой помощи» до школьных автобусов. Всего более 20 моделей. Второй этап — развертывание до конца 2010 года производства автокомпонетов на действующих промышленных предприятиях края. Речь идет о выпуске двигателей, элементов подвески и штамповки, а также о производстве различного оборудования, монтирующегося на шасси грузовиков, — кузовов для самосвалов, бетонных миксеров и т.д. Для этого на предприятиях края предполагается задействовать от 12 до 20 площадок. Ожидается, что в Приморье будет выпускаться не менее 30% комплектующих для SsangYong и Isuzu, а также не менее 70% компонентов для микроавтобусов FIAT Ducato. Объем инвестиций на этом этапе составит 120 млн долларов. В планах Sollers в 2010 году выпуск примерно 2,5 тыс. автомобилей, половина из которых грузовики Isuzu. Завершить формирование полноценного автопроизводства Sollers планирует в 2011 году, вложив в это еще 15,5 млн долларов и создав 600 новых рабочих мест. Примерно столько же сотрудников потребует развертывание на промышленных предприятиях Приморья производства автокомпонентов. К 2012 году автозавод Sollers должен выйти на проектную мощность — 5 тыс. авто в год. Потенциальные рынки для приморских машин — Дальний Восток и Восточная Сибирь. И в связи с этим возникает, по словам руководителя департамента промышленности и транспорта администрации Приморского края Игоря Хрущева, сложная задача — наладить эффективный сбыт техники, включая так называемый рисэйл (обмен с доплатой старого автомобиля на новый). Для этого в регионах необходимо создать дилерскую и сервисную сети, отладить логистику. В расчет берутся приморские компании, которые многие годы торговали подержанными японскими машинами, а теперь оказались в критическом положении из-за схлопывания регионального автобизнеса в связи с повышением ввозных пошлин. Кроме того, власти Приморья совместно с Sollers занялись проблемой обеспечения спроса на продукцию завода. Среди предпринимаемых мер стремление добиться для Sollers статуса официального поставщика автомобильной техники в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов в регионе, а также подготовки к саммиту АТЭС-2012. Ведется работа по выделению дополнительных 1,5 млрд рублей Государственной транспортной лизинговой компании для закупки автотехники, произведенной Sollers в Приморье, а также для нужд развития транспортной инфраструктуры региона. Сейчас на эти цели краевыми властями выделяется 286 млн рублей плюс федеральные 122 млн. Средства пойдут на закупку автотранспорта для муниципалитетов и на реализацию краевых целевых программ «Школьный автобус» и «Здоровое Приморье» (автомобили «скорой помощи»). Между тем многие местные эксперты настроены весьма скептически как раз по поводу организации в Приморье эффективного сбыта и конкурентоспособности продукции Sollers. Скепсис обусловлен низкой покупательной способностью населения (новые авто будут в несколько раз дороже подержанных «японок»), высокими тарифами на железнодорожные перевозки и неготовностью дальневосточников отказаться от пусть не новых, но привычных и высококачественных японских машин. Власти надеются преодолеть пессимизм рынка, включив приморские внедорожники SsangYong в предусмотренную российским правительством программу субсидирования процентных ставок по автокредитам. Кроме того, предполагается ужесточить контроль за сертификацией автомобильной техники на территории Дальневосточного федерального округа. Эти меры в совокупности с желаниями Sollers предоставить трехлетнюю гарантию на свою технику и сформировать полноценную дилерскую сеть могут обеспечить успех проекту, который поначалу большинство дальневосточников расценило как популистскую реакцию федеральных властей на протесты против повышения таможенных пошлин на подержанные иномарки. «Вот только делать это нужно было раньше», — считает Олег Храмов, президент ООО «Владтрек», некогда одного из крупнейших игроков на рынке подержанных японских авто. Тогда бы приморские компании смогли безболезненно перестроить свой бизнес. По материалам «Эксперт» С анализом товарной структуры импорта автомобильных молдингов Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Товарная структура импорта автомобильных молдингов в Россию».
|