Проект производства собственных легковых автомобилей в Свердловской области остановлен. ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР, Новоуральск Свердловская область), на мощностях которого собирали китайские седаны Geely Otaka и внедорожники Landmark, на 9 месяцев заморозил выпуск машин из-за ввода новых таможенных пошлин на запчасти. Участники рынка и отраслевые аналитики отмечают, что в нынешней ситуации единственный выход для компании — получение госзаказа. В сложившейся ситуации на автомобильном рынке президенту АМУРа Павлу Чернавину стоит рассчитывать только на помощь государства Как рассказал президент ЗАО «Автомобили и моторы Урала» Павел Чернавин, завод полностью приостановил линию по отверточной сборке китайских автомобилей. «Это связано с введением с января 2009 года новых ставок таможенных пошлин, которые выросли практически на 35%. Это привело к увеличению себестоимости машин, и она стала неконкурентоспособной. Мы приняли решение пока остановить сборку», — пояснил господин Чернавин. По его словам, возобновить производство планируется только после того, как закончится срок действия пошлин (вводились на 9 месяцев). Напомним, линия по сборке китайских автомобилей на АМУРе была запущена в мае 2007 года, объем производства составляет 18 тыс. штук, из них 4 тыс. — джипы Landmark стоимостью $22 тыс. и 14 тыс. штук — седаны Geely Otaka стоимостью $10 тыс. Общий объем инвестиций в проект составил порядка $100 млн. Помимо этого, в сентябре 2008 года господин Чернавин заявлял о планах предприятия расширить модельный ряд и наладить сборку около 20 тыс. автомобилей Mitsubishi 380 (предшественник Mitsubishi Lancer), объем инвестиций — $150 млн. «Но и этот проект сейчас свернут», — заявил господин Чернавин. ЗАО «Автомобили и моторы Урала» создано в 2003 году на базе обанкроченного дочернего предприятия ЗИЛ — ЗАО «Уральский автомоторный завод». 100% акций принадлежит ОАО «СК-Пром» (по данным на 1 июля 100% принадлежит Павлом Чернавиным). C мая 2004 года совместно с индийской компанией «ТАТА-Motors» собирает грузовики ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, малотоннажные грузовики TATA-407 и ТАТА-613 (порядка 5 тыс. машин в год). Выручка по итогам 2007 года составила около 3 млрд рублей, данные за 2008 год пока не раскрываются. Дилеры, хотя и говорят о росте продаж китайских автомобилей с конца прошлого года, но считают, что вариантов, кроме остановки производства, у АМУРа не было. «Мы отмечаем тенденцию роста спроса на китайские автомобили: сейчас около 60-70% всех продаж приходится на китайские модели, тогда как раньше этот показатель не превышал 40% (в месяц в салоне продается около 30-35 автомобилей китайского, отечественного и корейского производства). Но все может измениться: сейчас мы продаем машины 2008 года по прежним ценам, а вскоре будем вынуждены повысить стоимость, так как поставщики уже подняли цены на новые машины на 70-80 тыс. рублей», — отмечает старший менеджер отдела продаж «Урал-Автобизнес-Север» Яков Трапезников. С ним соглашается управляющий директор консалтинговой компании AG Capital Александр Агибалов: «По китайским машинам был сформирован достаточный запас (2-3 месяца), поэтому на фоне роста цен на ввозимые иномарки, цена на эти автомобили пока не изменилась и стала сопоставима со стоимостью отечественных автомобилей». Однако, как указывает господин Агибалов, кроме роста таможенного тарифа, введены новые расценки и на ввоз кузовов автомобилей — 5 тыс. евро с одного кузова. «А это практически половина стоимости той же Geely Otaka. В таких условиях продавать машины будет затруднительно», — считает глава AG Capital. По его оценкам, в случае если бы АМУР сохранил сборку, то его продажи сократились бы как минимум в 2-3 раза. В нынешней ситуации делать ставку на выпуск грузовых автомобилей тоже вряд ли стоит, добавляет руководитель автомобильной практики Ernst&Young Иван Бончев. «Спроса на грузовики практически нет, так как не работают лизинговые схемы, по которым шло более 50% продаж грузовиков. В такой ситуации можно надеяться только на увеличение госзаказа, но и он вряд ли покроет все мощности завода, поэтому наиболее вероятным мне кажется продажа компании», — добавляет господин Бончев. По его словам, если будет реализован именно этот вариант, то наиболее вероятным покупателем может стать госкорпорация «Ростехнологии», которая уже проявляла интерес к подобным активам и пока обладает достаточными финансовыми ресурсами. В частности, корпорация претендовала на госпакет акций в «КамАЗе», интересовалась активами группы ГАЗ. Стоит отметить, что АМУР не первый производитель, который столкнулся с необходимостью закрывать или останавливать производство. Так «КамАЗ» уже дважды в этом году останавливал конвейер на две недели. С 25 февраля по 10 марта основной конвейер останавливала Группа «ГАЗ». По материалам www.kommersant.ru С анализом товарной структуры импорта автомобильных молдингов Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Товарная структура импорта автомобильных молдингов в Россию».
|