В период экономического кризиса российские химические производители просят государственной поддержки. Это касается не только выделения финансовых ресурсов, но и введения протекционистских мер, в частности, импортных таможенных пошлин, призванных «защитить» отечественный полимерный рынок. Сегодня в Правительстве РФ рассматривается вопрос об увеличении импортной пошлины на ПВХ-С с 15 до 20-30%. Ситуация выглядела бы рядовой, но есть один момент: львиная доля потребностей российских переработчиков ПВХ-С покрывается именно за счет импорта… «Традиционный» дефицит В последние 5 лет российская переработка ПВХ-С бурно развивалась (рост составлял более 20% в год). Производство же полимера практически оставалось на одном уровне. Естественно, с ростом внутреннего спроса, продуценты постепенно отказывались от экспорта. Но в большей степени, начиная с 2005-2006 гг., прирост в переработке покрывался за счет импорта. Так, по итогам 2008, потребление ПВХ-С составило 930 тыс. тонн, а его внутренний выпуск – всего 541 тыс.тонн. То есть, спрос переработчиков практически вдвое превышал возможности производителей… Динамика структуры “видимого” потребления С-ПВХ в России в 2002-2008 гг. | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | Производство, тыс. тонн | 474 | 498 | 516 | 533 | 542 | 538 | 541 | Импорт, тыс. тонн | 15 | 23 | 31 | 45 | 112 | 246 | 397 | Экспорт, тыс. тонн | 306 | 213 | 127 | 77 | 7 | 6 | 9 | Объем "видимого" потребления, тыс. тонн | 183 | 308 | 420 | 501 | 649 | 778 | 929 | Динамика роста "видимого" потребления, % | - | 68,4% | 36,4% | 19,2% | 29,0% | 19,9% | 19,4% | Доля импорта в потреблении, % | 8,0% | 7,5% | 7,5% | 9,0% | 17,3% | 31,6% | 42,7% | Доля экспорта в производстве, % | 64,5% | 42,8% | 24,6% | 14,4% | 1,2% | 1,1% | 1,7% |
Источник: Госкомстат, ФТС РФ Каких-либо крупных проектов, кроме «РусВинила» (СИБУР + Solvay), намеченного к пуску на 2012 год, в отечественной индустрии ПВХ не предвиделось. И по всем прогнозам, в 2009 году на рынке ПВХ-С должен был произойти «перелом» (импорт превышает внутренне производство). Но этому помешал финансово-экономический кризис, приведший в конце 2008 года к резкому спаду на полимерном рынке… Антикризисные маневры производителей Промышленный спад и дефицит финансовых средств сильно задел российскую ПВХ индустрию, главным образом, в первую очередь, ориентированную на строительство (профили, сайдинг, трубы и др.). В различных сегментах рынка сокращение производства составило от 30-70% (в частности, ПВХ трубы – 50%). Соответственно, упал спрос и на ПВХ-смолу. Производители, склады которых были полны нераспроданной продукции, решили защищаться от кризиса и выработали свою «антикризисную» стратегию (надо отметить: слаженно и четко). В результате их цены на ПВХ-С в декабре 2009 резко опустились c 40-45 до 27-29 руб./кг (включая налоги). Этот шаг вместе с падением рубля относительно евро и доллара сделал импорт смолы на продажу неоправданным. Сегодня, например, китайский ПВХ-С с ценой на границе 840 долл./т (февраль 2009) обойдется импортеру не дешевле 40 руб./кг (импортная пошлина – 15%, транспорт и т.д.). В результате, импорт смолы за январь 2009 составил ~5 тыс. т (по данным, «Маркет Репорт») – и это, по мнению участников рынка, вряд ли из этого объема что-то ушло на продажу. Далее, постепенно выправляющаяся конъюнктура на мировом полимерном рынке (считается, что в конце 2008 рынок «достиг дна») и рост курса доллара, евро относительно рубля, явились побудительным мотивом для повышения цен российскими производителями ПВХ-С. Так, если в декабре 2008 они не превышали 29 руб./кг, то на март 2009 предложение находится на уровне 32-35 руб./кг. Очевидно, что развитие ситуации не исключает новых повышений (тем более определенный резерв для этого пока имеется). Вопрос в том, насколько велики аппетиты отечественных продуцентов. По мнению импортеров, если цена внутреннего рынка превысит 50 тыс. руб./т, вполне возможно возобновление зарубежных поставок. И некоторые участники ожидают этого, считая отказ от импорта временным явлением, но все же заключают договоры о поставках ПВХ с российскими продуцентами или «Единой торговой компанией» (ЕТК)… Философия пошлины Заградительные импортные пошлины служат для защиты отечественного производителя от нежелательной конкуренции со стороны импортных продуктов. Но как объяснить ситуацию, если отечественный производитель не обеспечивает внутренние потребности? За последние годы не было осуществлено ни одного крупного проекта в сфере ПВХ-С. Да, в инвестиционных программах российских производителей ПВХ-С запланировано расширение мощностей. Так, например, «Саянскхимпласт» планирует к 2010 г. увеличить производство до 400 тыс. т. И самая главная «надежда» отечественного ПВХ рынка – строительство к 2012 г. нового современного производства в Кстово Нижегородской области (Solvay + СИБУР) мощностью более 300 тыс. т/год. Но это лишь проекты, которые, учитывая кризисные тенденции в экономике, не факт, что будут реализованы в заявленные сроки… Таким образом, увеличение импортных пошлин на ПВХ-С – это дополнительная «страховка» для производителей, возможность без угрозы конкуренции и дальше повышать цены. Для переработчиков же это, в условиях падения спроса, напротив, может вылиться в снижение рентабельности или даже уход с рынка. Да, с приходом весны, строительного сезона, ситуация на рынке ПВХ изделий несколько изменится в лучшую сторону. Но уже ясно: выживут не все. В России четыре производителя ПВХ-С и тысячи его переработчиков. Почему же правительство так охотно рассматривает возможность введения импортной пошлины, «жертвуя» так нынче «воспетым» малым и средним бизнесом? Понятно, что крупным нефтехимическим компаниям гораздо легче пролоббировать свои интересы на государственном уровне, особенно, если речь идет о мерах «в поддержку» стратегических инвестпроектов, строительства новых полимерных производств. Но почему бы не направить эти меры на улучшение ситуации на полимерном рынке в целом? В частности, увеличение импортной пошлины на готовые изделия из ПВХ (профили, ламинат, сайдинг, трубы и др.) с 10 до 20%, наряду с «божескими» ценами на базовые полимеры, могли бы быть более эффективными и экономически оправданными для него… Newchemistry.ru Подробнее с анализом текущего и потенциального спроса и предложения суспензионного ПВХ на российском рынке Вы можете познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок суспензионного ПВХ в России». «Рынок оконного ПВХ профиля в России» «Рынок ПВХ подоконников в России» «Рынок стеновых ПВХ панелей в России» «Рынок напольного ПВХ плинтуса в России»«Рынок настенных кабель-каналов в России». |