Фото: gm-avtovaz.ru Министерство промышленности и торговли РФ утвердило перечень легковых автомобилей, которые простые граждане смогут приобрести в текущем году по льготным кредитам. Государство будет возмещать кредитным организациям выпадающие доходы исходя из двух третей ставки рефинансирования ЦБ РФ. В списке – 30 наименований автомобилей. В том числе весь модельный ряд АвтоВАЗа (включая Chevrolet Niva, которую завод выпускает в партнерстве с General Motors), продукция компании «Соллерс» (UAZ Hunter), а также Ford Focus (самая популярная иномарка на сегодня), Fiat Albea, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia и Volkswagen Jetta. Напомним, на совещании в Набережных Челнах в декабре прошлого года премьер-министр Владимир Путин заявил о мерах поддержки автопрома. В числе прочего называлось субсидирование процентных ставок по автокредитам для физлиц, увеличение госзаказов и т. д. Предлагалось, в частности, субсидировать две трети ставки рефинансирования ЦБ при покупке автомобиля в кредит на срок до трех лет. Правда, Путин сказал, что стоимость такого авто не должна превышать 350 тыс. рублей и что он должен быть собран в России. Если второе условие список подтверждает, то первое догмой не стало: в список Минпромторга попали, к примеру, Volkswagen Jetta (цена от 680 тыс. рублей) и Ford Focus (388,7 тыс. рублей). Критерий стоимости также объясняет, почему в список не попали Toyota (производит бизнес-седан Camry в Санкт-Петербурге) или GM (производит внедорожники Opel Antara и Chevrolet Captiva в Санкт-Петербурге). Льготы на более дорогие авто начнут распространяться только после того, как стоимость авто упадет до нужного предела. Как пишет «Российская газета», антикризисные государственные субсидии позволят уменьшить переплаты по кредитам примерно на 30−50% и тем самым поддержать спрос на автомобили в период кризиса. Правда, перечень уполномоченных государственных банков и правила субсидирования кредитов еще не разработаны Минэкономразвития и не согласованы с Минфином. Планируется, что банкам, которые выдают гражданам льготные автокредиты, государство компенсирует за счет федерального бюджета часть процентных ставок (8%, или две трети ставки рефинансирования ЦБ – сейчас это 13%). На эти цели оно направит в течение 2009−2011 годов примерно 6 млрд рублей. Из них не менее трети – уже в текущем году. В Минпромторге подсчитали, что этой суммы хватит, чтобы субсидировать кредиты почти для 150 тыс. автомобилей. Одновременно министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко подписал приказ и об утверждении перечня автомобилей, приобретаемых в 2009 году в рамках государственного заказа. В него включены 16 моделей АвтоВАЗа (в том числе ВАЗ-11173 «Калина», ВАЗ 2105, ВАЗ 2107, ВАЗ-21723 Priora), седан класса D Volga Siber производства группы ГАЗ и седан итальянской марки Fiat Albea производства «Соллерс». Среди грузовых автомобилей перечислен весь модельный ряд КамАЗа, включая отдельные модели, сборка которых осуществляется на других производственных площадках, модели «НефАЗ», группы ГАЗ, грузовики ЗИЛ, а также грузовики японской марки Isuzu, производимые «Соллерс». Легкий коммерческий транспорт представлен продукцией ГАЗа, ЗИЛа и «Соллерс» (Fiat Ducato и Doblo). В список также вошли автомобили повышенной проходимости производства Ульяновского автозавода (включая внедорожник UAZ Patriot), а также Chevrolet Niva (производства GM-АвтоВАЗ). Среди внедорожников упомянуты автомобили корейской марки SsangYong (такие как Kyron и Rexton II). Среди автобусов в списке указаны модели заводов группы ГАЗ – Павловского, Голицынского и Ликинского. Напомним, на госзаказ правительство выделило в текущем году 12,5 млрд рублей. Больше всего денег на закупку автотехники выделяется Минобороны – 4 млрд рублей. Еще 3,76 млрд уйдет на приобретение автомобилей для нужд Минздравсоцразвития. МВД в 2009 году закупит автотехнику российского производства на 2,43 млрд рублей, а МЧС – на 1,99 млрд. КОММЕНТАРИЙ Оксана Дмитриева, член комитета Госдумы по бюджету и налогам (фракция «Справедливая Россия»), доктор экономических наук, профессор: - Спрос будет очень ограниченным. Во-первых, в этом перечне практически предложены те автомобили, на которые не было никакого спроса и которые не покупались. А во-вторых, сейчас кризис, и спрос в принципе падает. Предложенные меры – это совершенно не то, что сейчас требуется населению. В данной ситуации, по-моему, требуется реструктуризация по уже сделанным потребительским кредитам, чтобы людей не объявляли банкротами и не заставляли голодать. А что касается нашего автопрома, так мы никогда и не станем мировым центром автомобилестроения. И спасать ли автопромышленность за счет государственных средств – это большой вопрос. По материалам www.expert.ru
|