Автомобильные заводы Петербурга, как и их потенциальные поставщики комплектующих, все стратегические решения о дальнейшей судьбе своих проектов откладывают на конец весны. Они ждут итогов продаж автомобилей в России и мире за первый квартал этого года. Тогда примерно станет понятно, чего ждать от рынка дальше, говорят эксперты. Пока же тенденция не утешительная. По итогам января, продажи иномарок в России упали почти на 45%. Большая часть петербургского автопрома заморозила свои стратегические планы до весны Фото: Никита Инфантьев/Коммерсантъ Когда будут подведены итоги продаж автомобилей в России за март этого года и за первый квартал, автопроизводители и их поставщики начнут принимать стратегические решения о дальнейшем развитии в России и, в частности, в Петербурге. Квартальный показатель станет базовой цифрой для более или менее объективных прогнозов на будущее, — сходятся во мнении аналитики. Неслучайно именно на апрель-май иностранные автоконцерны и производители автокомпонентов откладывают решения относительно будущего своих проектов в Петербурге. Так, решение о строительстве завода на апрель откладывает компания Suzuki (ранее в компании обещали сделать это до конца 2008 года), лишь в мае планируется официальный запуск завода Nissan, хотя его строительство уже завершено. До этого момента компании будет сложно определиться с объективной производственной программой для своего предприятия на текущий год, говорят эксперты. А от этого, в свою очередь, зависит количество необходимого для завода Nissan персонала, отмечает аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак. На конец весны откладывает строительство завода в Петербурге и канадская Magna — один из крупнейших в мире производителей автокомпонентов (приступить к строительству компания планировала еще в 2008 году). Как минимум до июня в трехдневную смену будет работать петербургский завод GM. Летом предприятию также придется определяться с производственной программой, особенно с учетом планов начать летом выпуск в Петербурге массового Chevrolet Cruze. Лишь всеволожский завод Ford планирует начать производство Mondeo в начале марта. Но это вовсе не спешка. Запустить выпуск этой модели предприятие планировало еще в сентябре прошлого года. Наиболее осторожную позицию заняла Toyota. В начале этого года компания намеревалась подписать с МЭРТом соглашение о строительстве второй очереди своего петербургского завода. Однако недавно, срок подписания документа по согласованию сторон был перенесен на конец 2009 года. Аналитик Ernst & Young Иван Бончев считает, что какая бы ситуация ни сложилась на рынке к концу марта, петербургские автозаводы все равно будут полностью загружать уже построенные предприятия. "Даже с учетом прогнозируемого спада их мощности слишком малы, но спешить с расширением в случае резкого обвала они, конечно же, не будут", — говорит аналитик. Примечательно, что завод Toyota, по словам Максима Соколова, председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам, уже вышел на проектную мощность. Завод, говорит господин Соколов, выпускает по 85 Camry в день. Таким образом, по итогам года предприятие может произвести 20 тыс. автомобилей (в прошлом году 6,2 тыс.), что соответствует его начальной мощности. При этом по итогам января Toyota Camry в рейтинге продаж иномарок в России поднялась с 21-го на 3 место, сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). По мнению Михаила Пака, автоконцерны ждут итогов продаж за первый квартал года и на глобальном рынке в целом, после чего начнут решать, какие инвестиции в той или иной ситуации станут целесообразными. Если спад будет значительным, отмечают аналитики, то под вопросом в первую очередь окажутся "проекты на бумаге", финансирование которых еще не начиналось. Как пишет Auto-Dealer.ru со ссылкой на американское исследовательское агентство R. L. Polk & Co продажи новых легковых автомобилей в мире в 2009 году могут упасть на 13%. По прогнозам агентства, пострадают в первую очередь американский и японский рынки. "Надо отметить, что, если обвал глобального рынка будет действительно значительным, мировую автоиндустрию захлестнет новая, еще большая волна сокращений. В этом случае создание новых рабочих мест за счет развития производства, например, в России может вызвать бунт японских, американских и европейских профсоюзов", — говорит представитель одного из иностранных автозаводов в Петербурге. По мнению собеседника "Ъ", это также может стать факторам для вялотекущего развития в России автосборочных проектов, даже если ситуация на российском рынке будет более стабильна, чем в мире. Аналитики затрудняюся ответить, насколько глубоким должен быть спад, чтобы строительство и развитие ряда автосборочных проектов было полностью остановлено или отложено на неопределенный срок, а какая ситуация позволит развиваться дальше. Общие прогнозы были сделаны еще в начале года. Наиболее пессимистичный у PricewaterhouseCoopers. Эксперты компании считают, что российский автомобильный рынок может в 2009 году сократиться на 50%. И эти прогнозы уже, похоже сбываются. Как сообщает АЕБ, в январе по сравнению с январем прошлого года продажи автомобилей в России снизились на 33%, а с декабрем прошлого года — на 44,5%. www.kommersant.ru |