АвтоВАЗ продолжает расхлебывать проблемы в отношениях с поставщиками комплектующих. Саратовская «Балаковорезинотехника» приостановила отгрузку автокомпонентов для тольяттинского автогиганта до тех пор, пока не будет погашена задолженность в размере 500 млн рублей. К аналогичным мерам готовятся и другие поставщики ВАЗа. Работа конвейера снова под вопросом. Как говорится в сообщении пресс-службы губернатора Саратовской области Павла Ипатова, о ситуации на предприятиях области – производителях автокомпонентов на заседании оперативного штаба по стабилизации социально-экономического положения региона в связи с финансовым кризисом, которое прошло еще в понедельник, доложил министр промышленности и энергетики области Александр Никонов. По его словам, на сегодняшний день заводы российского автопрома загружены лишь на треть мощностей. В итоге общая дебиторская задолженность перед саратовскими предприятиями со стороны автозаводов составляет уже более 1 млрд рублей. Значительная часть долга – почти половина – приходится на АвтоВАЗ. Из-за чего саратовское ОАО «Балаковорезинотехника» уже приостановило отгрузку автокомпонентов. По информации генерального управляющего директора предприятия Евгения Ефремова, с руководством АвтоВАЗа в настоящее время ведутся переговоры о возможностях погашения имеющейся задолженности (она составляет 500 млн рублей). Рассматриваются альтернативные варианты загрузки мощностей предприятия. Определяющим станет конец I квартала текущего года. На этой неделе весь коллектив в полном составе приступает к работе. Сложившаяся ситуация, подчеркнули в саратовском правительстве, – результат спора двух хозяйствующих субъектов. Президент ОАО «АвтоВАЗ» Борис Алешин на заседании совета Приволжского федерального округа в Уфе финансовую ответственность и риски переложил на своих поставщиков. При этом дал достаточно оптимистичные прогнозы: в марте выйти на производство 35 тыс. автомобилей, в апреле – 45 тыс., в целом по году произвести и реализовать 600 тыс. автомобилей. Поэтому, отметил губернатор Павел Ипатов на заседании штаба, правительство области поддерживает позицию «Балаковорезинотехники»: завод должен получать средства за отгруженную продукцию, чтобы иметь возможность выплачивать зарплату работникам. Между тем ситуация для ВАЗа действительно критична. Своим поставщикам автогигант задолжал почти 18 млрд рублей. В минувший четверг предприятие даже вынуждено было остановить конвейер из-за отказа ряда поставщиков отгружать автокомпоненты. Вчера же генеральный директор ОАО «Управляющая компания ЕПК» (Европейская подшипниковая корпорация) Александр Копецкий заявил, что к концу февраля его предприятие может прекратить поставки подшипников для АвтоВАЗа из-за долгов автопроизводителя. По его словам, «автозавод за последние три месяца не перечислил ЕПК ни копейки, корпорация не имеет возможности закупить металл и трубную заготовку под вазовский подшипник – металлурги, в свою очередь, выставляют сегодня очень жесткие условия по оплате». Практически всех поставщиков в корне не устраивает вексельная схема расчетов, предложенная АвтоВАЗом. Эта схема погашения дебиторской задолженности неприемлема для большинства предприятий, так как ВАЗ предлагает векселя со сроком погашения шесть и более месяцев и существенным дисконтом при их досрочном предъявлении. Результатом может стать массовая остановка производств по всей стране и увольнение персонала, считают аналитики. Источник «Интерфакса» на автозаводе сообщил 11 февраля, что пока конвейер АвтоВАЗа работает, но выпускает много так называемого некомплекта из-за отсутствия ряда автокомпонентов на складе завода. «Машины идут, но с конвейера сходит большой некомплект, то есть в машине не хватает каких-либо деталей. Автомобили с конвейера отгружают на площадку, и впоследствии они должны быть доукомплектованы», – сообщил источник. По его словам, комплектующих с «Балаковорезинотехники» на один рабочий день еще хватит, но их дальнейшее отсутствие «может привести к полной остановке конвейера». КОММЕНТАРИЙ Владимир Желудков, первый заместитель министра промышленности и энергетики Саратовской области: - Сегодня автомобильные предприятия России работают в «рваном» режиме, с этим были связаны остановка ОАО «Балаковорезинотехника» до 26 января и работа по сокращенному режиму рабочего времени до и после остановки. Негативную роль играет также дебиторская задолженность потребителей продукции производства ОАО «Балаковорезинотехника», которая только со стороны ОАО «АвтоВАЗ» составляет более 500 млн рублей. В связи со снижением объема заказов комплектующих для российских автозаводов на предприятии планируется в первом полугодии сокращение сотрудников в количестве 3 440 человек. Для минимизации негативных социальных последствий министерством занятости, труда и миграции совместно с руководством предприятия предусмотрено создание 3 тыс. временных рабочих мест. Кроме того, прорабатывается вопрос о привлечении работников ОАО на конкурсной основе на строительные и коммунальные работы в Балаково. Необходимо отметить, что автомобильная промышленность – это базовая отрасль, от которой зависит состояние многих предприятий и организаций, поэтому сегодня поддержка отрасли должна осуществляться на всех уровнях власти. Наша основная цель – сохранить объемы производства, рабочие места и не допустить возникновения задолженности по заработной плате. По материалам www.expert.ru |