Власти Татарстана объявили о намерении поддержать малый инновационный бизнес, рухнувший вслед за автомобильным гигантом. Республиканское руководство объявило о беспрецедентных мерах поддержки резидентов Камского индустриального парка (КИП) «Мастер», образованного пять лет назад властями региона и руководством КамАЗа для реализации инвестиционных идей в машиностроительной отрасли. По словам генерального директора «Мастера» Максима Стеблова, большая часть работающих на территории парка 120 предприятий прекратили работу еще в прошлом году. Уже в конце декабря в Камском индустриальном парке пустовала пятая часть арендных площадей, а многие из оставшихся малых предприятий оказались не в состоянии расплачиваться за взятое в лизинг оборудование и вносить арендную плату. Причем, как заявил в середине января Стеблов на коллегии комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Татарстана, остановились не только те малые предприятия, которые были связаны непосредственно с КамАЗом (из-за низкого спроса на свою продукцию татарстанский автогигант в тот момент на месяц останавливал конвейер). «90% предпринимателей прекратили свою работу», — подчеркивал он. Оказалось, что за прошедший после этого разговора месяц ничего не изменилось. КамАЗ опять остановился на десять дней и планирует возобновить свою работу только 12 февраля, а в конце февраля — начале марта опять уйти на десятидневные каникулы. В январе автозавод на 59% сократил продажи грузовиков и выпустил их при этом только 1000 штук (при том что на складах предприятия остается товарный запас 3000 автомобилей). Подобная ситуация уже вынудила директора департамента экономики КамАЗа Олега Хомкова еще в конце января заявить прессе, что прошлый год автозавод сработает с нулевой прибылью, а в этом году при существующих темпах работы КамАЗ может получить убыток 1,5 млрд рублей. Соответственно, вслед за КамАЗом продолжает стоять и КИП «Мастер». Самому автозаводу федеральное правительство в конце прошлой недели пообещало 4,5 млрд рублей госгарантий. Еще 10 млрд рублей автогигант надеется получить за счет выкупа государством его облигаций, решение о выпуске которых совет директоров предприятия должен принять на своем заседании 11 февраля. Татарстанские же власти решили спасать одно из своих любимых детищ — инновационного партнера КамАЗа — с помощью льгот. На выездном совещании в минувшую субботу в Набережных Челнах по вопросу поддержки предприятий малого и среднего бизнеса было объявлено, что республиканское правительство будет субсидировать арендную плату для компаний, расположенных на территории КИП (цена вопроса — почти 11 млн рублей в год). Во-вторых, для резидентов этого парка до конца года отменяются и платежи за оборудование, взятое в лизинг у республиканской «Лизинговой компании малого бизнеса». Причем, по словам чиновников, «каникулы» распространяются не только на оплату процентов по лизингу, но и на «кредитное тело» (цена вопроса, правда, не обнародуется). «Многие резиденты КИП “Мастер” в свое время получили в лизинг оборудование от этой компании для производства автокомпонентов — прежде всего для КамАЗа. Сейчас в связи с мировым экономическим кризисом отмечается спад спроса на продукцию этого автозавода, поэтому лизинговые платежи стали обременительны для предприятий малого и среднего бизнеса, работающих по его заказу», — объяснил прессе руководитель республиканского комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Тимур Шагивалеев. Кроме того, на этом совещании республиканские чиновники приняли решение о выделении еще 15 грантов предпринимателям в размере 1 млн рублей каждый для создания новых производств на площадке КИП «Мастер», в том числе по созданию новых производств по переработке полимеров. КОММЕНТАРИЙ Константин Романов, аналитик ИК «Финам»: - Основной фактор работоспособности этих предприятий — резидентов КИП «Мастер» — спрос со стороны КамАЗа, а он сейчас невелик. По нашим оценкам, в первой половине 2009 года спрос на грузовые автомобили будет продолжать снижаться. Некоторое позитивное воздействие на спрос может оказать повышение пошлин на ввоз аналогичной по цене импортной подержанной техники. В итоге большинство производителей комплектующих будут находиться в непростом состоянии. Поддержка со стороны региональных властей поможет избежать массовых закрытий, но какой-то заметной динамики такие предприятия не покажут. В обещании татарстанских властей освободить малые предприятия индустриального парка от арендной платы и объявить им «каникулы» по лизинговым платежам за взятое оборудование на весь год, конечно, есть момент «политического пиара», однако эти меры действительно конструктивны и способны несколько поддержать малый бизнес в текущих условиях. Власти Татарстана помогают предпринимателем снижать издержки, что в условиях падения продаж может оказаться фактором поддержания хотя бы минимальной рентабельности. Впрочем, в этом стремлении они не одиноки. В Самарской области, например, создан специальный фонд, который будет кредитовать развитие малого бизнеса, в ряде регионов рассматривается идея заморозки или снижения ставок аренды, дотирования и гарантирования кредитов. По материалам www.expert.ru |