1,4
миллиона автомобилей было произведено в России в 2008 г.
Виной тому стали длинные новогодние каникулы, вызванные резким снижением спроса на автомобили. Сейчас в обычном режиме работают только Volkswagen в Калуге, Toyota в Санкт-Петербурге, завод Ford во Всеволожске. «Автофрамос» в пятницу запустил конвейер после двухнедельного простоя, лишь сегодня закончились новогодние каникулы для рабочих «GM-АвтоВАЗа». «АвтоВАЗ» и ГАЗ работают три дня в неделю в две смены, «Тагаз» — в одну смену, «Автотор» — 3-4 дня в неделю, «GM-АвтоВАЗ» — в одну смену, «Камаз» уже дважды после каникул останавливал конвейер. УАЗ в пятницу объявил, что возобновит производство 16 февраля.
Сбыту автомобилей это помогает плохо. Продажи «АвтоВАЗа» в январе упали почти на 40% до 29 100 машин. Февральский прогноз — 32 000 автомобилей. Другие производители итоги января еще не подвели. Представители «Автофрамоса», Ford, General Motors, Volkswagen не стали даже прогнозировать возможный объем продаж в текущем году. Аналитик «Тройки диалог» Михаил Ганелин отмечает, что производство в первом полугодии будет отставать от продаж: заводам нужно будет распродать складские запасы. Это будет непросто — в конце прошлого года, накануне объявленного повышения цен на иномарки и увеличения пошлин, дилеры завезли большое количество новых и подержанных автомобилей, поэтому и без того низкий платежеспособный спрос уже удовлетворен.
Работать заводам мешает и отсутствие средств. В четверг, 5 февраля 2009, «АвтоВАЗ» остановил конвейер из-за долгов поставщикам, достигших почти 18 млрд руб. «Балаковорезинотехнике», прекратившей в четверг 5 февраля 2009 отгрузку запчастей, «АвтоВАЗ» задолжал 512 млн руб., рассказал гендиректор завода Евгений Ефремов. Долги «АвтоВАЗа» образовались еще в ноябре и декабре, а теперь у «Балаковорезинотехники» кончились деньги, говорит он. При этом около 200 млн руб. завод задолжал иностранным поставщикам. Впрочем, сегодня завод возобновит поставки «АвтоВАЗу», обещает Ефремов. На каких условиях, он не говорит.