«АвтоВАЗ» официально объявил (2 февраля 2009), что будет работать в феврале в две смены по шесть часов четыре дня в неделю и соберет 32 000 автомобилей. Производственный план марта будет определен во второй половине февраля после детальной оценки состояния рынка, сообщили в пресс-службе предприятия. Что впереди 3,0 млрд руб. понадобится «АвтоВАЗу» в марте – июне для погашения облигаций трех серий (по 1 млрд руб.). Все займы размещались на ММВБ в 1-м полугодии 2008 г., даты выкупа – 25 марта, 27 мая и 4 июня. Интерес и доверие к вазовским облигациям есть, считает аналитик ИК «Метрополь» Михаил Пак: они торгуются выше рынка – по 94% от номинала, в то время как облигации группы ГАЗ – по 64% от номинала. Снижение производства автозавода отразилось на работе его поставщиков. Традиционный план «АвтоВАЗа» на февраль — 60 000 автомобилей, говорит зам генерального директора по производству Димитровградского автоагрегатного завода («Дааз», 70% продукции поставляет на «АвтоВАЗ») Сергей Родионов. Из-за уменьшения производства автозавода заказы «Дааза» на февраль сократились на 45-47%, сказал он, не назвав конкретных объемов. 2 февраля «Дааз» заработал в обычном режиме в две смены, рассказал Родионов, но теперь план работы завода будет пересмотрен и, возможно, принято решение о сокращении рабочего времени. «Балаковорезинотехника» (Саратовская обл., более 4500 наименований комплектующих, 50% поставляет на «АвтоВАЗ») совсем лишилась заказов «АвтоВАЗа», сообщил менеджер завода. Предприятие вынужденно простаивало до 26 января — еще в ноябре 2008 г. заказы автозавода снизились на 30%, рассказал он. «АвтоВАЗ» задолжал заводу, по словам менеджера, 700 млн руб., и, если не рассчитается и не определится с заказом, производство на «Балаковорезинотехнике» будет частично остановлено: не хватит средств покрыть расходы на сырье. Саратовский подшипниковый завод и Волжский подшипниковый завод (Волгоградская обл., оба входят в Европейскую подшипниковую корпорацию — ЕПК) теперь начнут работать только в конце февраля, говорит генеральный директор «Управляющей компании ЕПК» Александр Копецкий. Заказ «АвтоВАЗа» на февраль уменьшился на 50% по сравнению с прошлогодним октябрем, когда началось снижение поставок, рассказал он. Долги поставщикам «АвтоВАЗ» с декабря предлагает гасить векселями (30% — деньгами, 70% — векселями. — «Ведомости»). «Для нас это неприемлемо, — продолжает Копецкий, — заводам нечем расплачиваться за металл». Размер долга «АвтоВАЗа» Копецкий не назвал. Сызранский «Пластик» (75% продукции для «АвтоВАЗа», входит в ГК «Криста») также не вышел 2 февраля на работу. Для пуска предприятия нет оборотных средств, пояснил гендиректор Максим Симонов. «АвтоВАЗ» не погасил заводу крупную задолженность, сказал он, не называя суммы. По данным отчетности «Пластика» на 1 октября 2008 г., задолженность «АвтоВАЗа» составляла 578,839 млн руб. «Из-за отсутствия ясности в работе самого “АвтоВАЗа” и объемов его заказов поставщикам банки отказывают нам в кредите», — сетует Симонов. Потенциальных кредиторов он не назвал. Завод заработает, как только появятся деньги, сказал директор. Старший вице-президент Первобанка Денис Хадеев говорит, что производители автокомплектующих для банков сейчас перешли в категорию высокорискованных заемщиков из-за высокой долговой нагрузки самого «АвтоВАЗа». Кроме этого из-за девальвации у банков дефицит рублей и избыток валюты, а кредиты в валюте предприятия берут неохотно из-за высоких рисков, отмечает он. Размер общей задолженности перед поставщиками на «АвтоВАЗе» не называют. По итогам девяти месяцев она превышала 25 млрд руб. (см. врез). В середине декабря президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин говорил, что на пополнение оборотных средств и расчеты с поставщиками предприятию требуется 26 млрд руб. По оценке аналитика ИФК «Метрополь» Михаила Пака, в феврале на те же цели автозаводу может понадобиться еще 10 млрд руб. Аналитик ВТБ Елена Сахнова считает, что «АвтоВАЗу», чтобы не увеличивать долги, выгоднее остановить производство, пока у него не закончатся товарные запасы. На прошлой неделе вице-президент «АвтоВАЗа» Виталий Вильчек заявлял, что на складах у предприятия и дилеров скопилось 120 000 авто. www.vedomosti.ru
|