2 февраля 2009 в Тольятти был запущен главный конвейер АвтоВАЗа. Из-за тяжелой ситуации на рынке и падения объемов продаж, которые привели к затовариванию дилерских площадок и УРП (управление региональных поставок), тольяттинский автогигант ушел на новогодние каникулы 29 декабря 2008. И закончил «отдыхать» лишь 2 февраля 2009. За один только январь 2009 года недовыпущено более 40 тыс. машин. Всего же, по расчетам аналитиков агентства «Автостат», в первом квартале АвтоВАЗ сократит производство примерно на 100 тыс. автомобилей. На февраль принята сокращенная программа. Завод будет работать четыре дня в неделю в две смены по шесть часов каждая. Всего запланирован выпуск 32 тыс. машин (для сравнения: в феврале 2008 года было выпущено 66,6 тыс. автомобилей). Программа на март, скорее всего, будет утверждена на заседании совета дирекоров АвтоВАЗа, которое состоится 4 февраля. Та же тенденция наблюдается и по другим отечественным автозаводам. На начало 2009 года придется наиболее сильное падение объемов производства легковых автомобилей в России. «Так, если в первом квартале 2008 года российские предприятия выпустили 331,1 тыс. легковых автомобилей, то в первой четверти 2009 года выпуск не превысит 170−200 тыс. машин, то есть падение производства может составить от 40 до 50%», — говорит директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. Недовыпуск автомобилей в период вынужденного простоя составит 140−180 тыс. машин. Но вот в дальнейшем ситуация начнет выправляться. По мнению Целикова, весной на производстве скажутся меры, предпринятые недавно правительством, так же несколько активизируется и рыночный спрос. Во-первых, сыграет роль начало традиционного весеннего сезона. Во-вторых, падение курса российского рубля к мировым валютам сделает отечественные товары более конкурентноспособными на внутреннем рынке. Кроме того, в периоды рыночных пауз всегда формируется так называемый «отложенный спрос», который рано или поздно переходит в фактический, говорит эксперт. Так что уже в апреле-мае АвтоВАЗ может показать очень неплохие цифры месячных продаж, которые будут сопоставимы с прошлогодними. Оптимистичен и директор сборочно-кузовного производства АвтоВАЗа Валентин Шендяпин. «По нашим данным, спрос уже начал расти и нам удалось в январе продать около 40 тыс. машин», — отметил он. По словам Шендяпина, недовыпущенные в январе 40−50 тыс. автомобилей могут быть наверстаны в течение 7−8 месяцев, лишь бы ситуация на рынке выправилась. Что же касается самого завода, то руководство намерено не допускть в будущем простоев и с марта перейти на нормальный режим работы. Да и вынужденный простой в начале года на ВАЗе попытались использовать по максимуму. «В этот период ремонтные службы провели массу важных и трудоемких работ, — рассказывает Валентин Шендяпин. — В общей сложности в сборочно-кузовном производстве задействовано свыше 6 тыс. единиц оборудования и все оно сейчас успешно работает». Кроме всего прочего, за новогодние каникулы была модернизирована линия сварки для модели Lada Priora в кузове «универсал». Теперь, по словам представителей завода, в Тольятти полностью прекращен выпуск старых машин «десятого» семейства, а первые товарные «универсалы» Priora появятся, по словам Шендяпина, уже в феврале. КОММЕНТАРИЙ Денис Воронцов, директор автоторговой компании «Старт-М»: - Запуск конвейера ВАЗа — взвешенное решение. Часть торговых остатков удалось реализовать, сейчас дилерам будет проще сбывать новые машины 2009 года выпуска. В целом же ситуация остается очень напряженной — в той глобальной системе, которая сложилась вокруг АвтоВАЗа, есть множество проблем, вызванных кризисом. Ни у кого нет достаточного количества денег, чтобы стабилизировать рынок. Дилеры не могут получить кредиты в банке и задерживают платежи ВАЗу. Тот, в свою очередь, уже на 70% оплачивает товары поставщиков векселями. Если рынок не оживет в ближайшее время, то многие звенья этой цепи могут оказаться в критической ситуации. Впрочем, совокупными усилиями топ-менежмента автозавода и властей, сбыт можно подстегнуть, а тогда всем станет гораздо легче. www.expert.ru |