Индустрия продуктов и материалов для строительства – одна из наиболее пострадавших в результате экономического кризиса. Один из крупных ее сегментов – полимерная теплоизоляция. Ранее Newchemistry рассматривал рынки полистирольной изоляции (EPS, XPS). Соответствующие публикации о влиянии кризиса на них с комментариями участников рынка вы можете увидеть в предыдущих «темах недели». Нынешняя тема – пеннополиэтилен (ППЭ). Пенополиэтилен - используется для теплоизоляции ограждающих конструкций, холодильного оборудования и трубопроводов, а также в качестве упругих звукоизолирующих прокладочных материалов в конструкциях межэтажных перекрытий и фундаментов под инженерное оборудование. В 2004-2006 гг. рынок ППЭ ежегодно рос на 15-20%. Рост во многом обуславливался расширением полимерного рынка в целом, поиском новых сфер применения продукции (строительство, упаковка, автопром, игрушки, медицина, обувная и т.д.). Наиболее эффективной и, наверное, единственно значимой сферой потребления стала строительная и трубоизоляция. В 2008 году на нее приходилось 70-90% объемов продукта. Как же обстоит ситуация на рынке ППЭ сегодня? Как повлиял на нее финансовый кризис? Newchemistry связался c игроками рынка. Встал крупнейший игрок-производитель – «Ижевский завод пластмасс» (ТМ - «Изолон»). Возможно, его остановке способствовал фактор «сезонности» (падение спроса на стройматериалы в зимний период). Но если сравнить рынок ППЭ, например, с рынком полистирольной изоляции, спад на первом существенно выше: по информации игроков – до 70% («худший» вариант), против 40% - на втором. Другой момент, обуславливающий остановку Ижевского завода – то, что его основной продукт – сшитый ППЭ, имеющий более высокую себестоимость, чем у несшитого и, соответственно, более дорогой (дороже вдвое, чем обычный). Если же говорить о «физически» и «химически» сшитом ППЭ, то в кризис тяжелее придется первому, так как этот процесс более дорогой. Кризис жестко сказался на российском рынке ППЭ. Загрузку сократили все предприятия. Работу «на склад» (который сегодня уже у каждого переполнен) старается заменять работа «под заказ». Рынок ППЭ-материалов для строительства существенно сузился (в данном случае это строительный сектор). Многие его участники (потребители ППЭ) просто «останавливают свои объекты». Учитывая, что ППЭ востребован главным образом в малоэтажной (коттеджном строительстве), не сложно понять, что здесь дела обстоят хуже, чем, например, с постройкой многоэтажек, детсадов, школ и бойлерных. Проблема сужения рынка осложняется для поставщиков и неплатежами, главным образом, со стороны таких крупных потребителей к ДСК. Производители, что не допустить убытков, стараются уходить от дебиторской задолженности – переходят на предоплату. Участники рынка не ждут светлых перспектив до конца года. Ясно, что оживление и расширения не предвидится. Как и на любом рынке, ленче придется тем инвесторам, кто уже успел вернуть кредиты и окупить оборудование. Легче – у кого более дешевый продукт. Как и в других сегментах полимерного рынка, участники рынка вспененных полимеров смотрят в сторону пищевой упаковки (аргумент: «люди будут есть всегда»). Но совершенно очевидно, что отрасль предъявляет заниженный спрос на этот материал, хотя потенциал применения ППЭ в упаковке огромен. Так .2005 году здесь было задействовано 1880 тонн материала (14% от всего объема ППЭ). Чтобы ППЭ занять на данном рынке устойчивую нишу, игрокам надо работать и работать. Комментарии представителя ЗАО «ПО «Полимер» (Тульская область): Кризис сказался на нашем сбыте еще в конце 2008. В декабре можно было говорить о 40%-спаде (к соответствующему периоду 2009). Для нужд строительного сектора потребляется до 90% нашей продукции. Другой сегмент потребления, на который возлагаются определенные надежды – производство мебели (в пределах 10%). Сегодня много говорят о государственной поддержке промышленности. С одной стороны - крупный бизнес получает через уполномоченные банки миллионы госсредств, с другой - повышаются тарифы на энергетику и газ. Для нашего, относительно небольшого производственного предприятия. (Его мощность составляет 120 кг/час). – рост энерготарифов – путь к остановке. Понятно, повышая тарифы на энергию газ на внутреннем рынке, правительство таким образом пытается возместить потери от удешевления углеводородов на мировом. Но какой ценой?! Наше предприятие не сможет работать по новым тарифам. И на придется, скорее всего, полностью остановить мощности. Дело в том, что наше производство нашего газонаполненного ППЭ – достаточно энергоемкое – продукт должен "отлеживаться" какое-то время на теплом складе. А это - львиная доля наших энергозатрат. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка вспененного полиэтилена можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок пенополиэтилена в России». Newchemistry.ru
|