ОАО «Лебедянский» - производитель соковой продукции - использует комбинированный упаковочный материал и заготовки из него наряду с другими видами упаковки. Выбор поставщика комбинированного упаковочного материала или заготовок из него осуществляется в соответствии с производственными потребностями и исходя из сложившихся рыночных условий на определенный момент времени. Так как замена одного типа комбинированного упаковочного материала на другой требует переоборудования производственных мощностей, общество считает, что данная замена затруднительна. ОАО «Нидан Соки» - производитель соков, нектаров и сокосодержащих напитков - использует комбинированный упаковочный материал и заготовки из него. По данным предприятия используемые им комбинированные упаковочные материалы различных поставщиков не являются взаимозаменяемыми - они используются на производственных линиях с различными технологиями производства. 3. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке На основании данных об объемах производства и реализации, ввозе и вывозе комбинированного упаковочного материала в 2007 году были определены доли хозяйствующих субъектов - участников данного рынка. Крупнейшим производителем и поставщиком комбинированного упаковочного материала и заготовок из него на российском рынке является ЗАО «Тетра Пак» с долей 52,3 %, далее следуют ЗАО «Ламбумиз» - 9,1%, ООО «МолоПак» - 4,7 %, ООО «Роспак» - 1,1 %. На долю компаний, осуществляющих поставку на российский рынок импортируемых заготовок из комбинированного упаковочного материала, приходится в совокупности 32,8%, в том числе: «СИГ Комбиблок» - 20,6%, ЗАО «Элопак» - 12,2%. 4. Себестоимость и цена товара Как показал анализ данных о себестоимости единицы продукции, отпускных ценах и рентабельности наибольшая себестоимость и цена единицы продукции, а также рентабельность у ЗАО «Тетра Пак». ООО «Роспак» работает на рынке комбинированного упаковочного материала второй год (в 2007 году завершено строительство завода), поэтому данные для расчета рентабельности отсутствуют. У ЗАО «Ламбумиз» себестоимость ниже, чем у ЗАО «Тетра Пак» на 25,8%, однако отпускная цена единицы продукции ниже на 46,4%, а рентабельность ниже в 10 раз. ЗАО «Элопак» и ООО «МолоПак» имеют в среднем приблизительно одинаковые показатели себестоимости единицы продукции, отпускной цены и рентабельности. По мнению ряда российских производителей комбинированного упаковочного материала и заготовок стандартных упаковок из него ЗАО «Элопак» ввозит готовую продукцию из ближнего зарубежья (Украина) беспошлинно и имеет возможность продавать ее дешевле чем, например, ООО «МолоПак» и ЗАО «Ламбумиз», и потому с более высокой рентабельностью. Следует отметить, что показатели себестоимости единицы продукции, отпускной цены и рентабельности различаются в зависимости от типа и формата комбинированного упаковочного материала, а также от региона поставки. Например, ЗАО «Элопак» рассчитывает рентабельность продаж без учета общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Общая рентабельность бизнеса без учета данных расходов составляет 11,5-12%, в том числе по регионам: 10-15% (Москва), 5%- 13% (Вологда), 8-9% (Ростов-на - Дону). Представленные ЗАО «Ламбумиз» данные о рентабельности продажи единицы продукции также различаются по регионам: 4,8% (Сибирь и Дальний Восток), 4,5% (Курская обл.), 2,2% (Москва), 5,1%, 6,2% (Республика Беларусь). ООО «МолоПак» показал, что рентабельность продажи единицы продукции по регионам равна: 9,7%, 11,8% (Алтай), 10%, 12% (Ярославская обл.), 12% (Вологодская обл.), 13% (Ставропольский край). 5. Оценка состояния конкурентной среды на рынке комбинированного упаковочного материала. Проанализировав информацию, представленную участниками российского рынка комбинированного упаковочного материала, с учетом вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: 1) на рынке комбинированного упаковочного материала России осуществляют деятельность 5 российских хозяйствующих субъектов, расположенных в Московском регионе (Москва и Московская область), четверо из которых - ЗАО «Тетра Пак», ЗАО «Ламбумиз», ООО «МолоПак» и ООО «Роспак» осуществляют производство комбинированного упаковочного материала и заготовок стандартных упаковок из него, ЗАО «Элопак» - импорт заготовок стандартных упаковок из комбинированного упаковочного материала из-за рубежа (Украина и др.). Кроме того, в Россию непосредственно пищевыми предприятиями ввозятся указанные заготовки производства австрийской компании «СИГ Комбиблок». Лидером на российском рынке комбинированного упаковочного материала по объему продажи является ЗАО «Тетра Пак» с долей 52,3%. Другие участники имеют значительно меньшие доли: «СИГ Комбиблок» - 20,6%, ЗАО «Элопак» - 12,2%, ЗАО «Ламбумиз» - 9,1%, ООО «МолоПак» - 4,7% и ООО «Роспак» - 1,1 %. Следует отметить, что компании Тетра Пак, Элопак и Сиг Комбиблок помимо производства комбинированного упаковочного материала и заготовок стандартных упаковок из него производят оборудование для розлива жидких и вязких пищевых продуктов.
|