Финансово-экономический кризис вскрыл проблемы, накопившиеся в поволжском автопроме В поволжском автопроме в прошлом году состоялись две стратегические сделки. Первая — приобретение Renault 25% акций АвтоВАЗа — произошла, когда российский авторынок был на подъеме, а двигавшие французами мотивы выглядели совершенно прозрачными. Вторая крупная сделка — продажа 10% акций КамАЗа, принадлежащих инвесткомпании «Тройка Диалог», немецкому производителю автомобилей Daimler, — напротив, завершилась, когда набирающий силу кризис заставил автопроизводителей сокращать объемы производства и обращаться за поддержкой к государству. Соглашение о стратегическом партнерстве стороны подписали в начале декабря. Daimler заплатил за свой пакет 250 млн долларов — в три раза больше его текущей рыночной стоимости. Аналитик «ВТБ Капитал» Елена Сахнова считает такую цену премией за вход на российский рынок: через два-три года рынок оживет, и спрос на грузовики будет расти в связи с реализацией крупных инфраструктурных проектов и обновлением существующего парка, поэтому у немецкого концерна откроются хорошие перспективы для роста. Мировой кризис отразился не на стоимости, а на размере пакета: ранее Daimler предполагал приобрести 40% КамАЗа. Однако новый собственник готов обсуждать с нынешними акционерами КамАЗа – «Тройкой Диалог» и концерном «Ростехнологии» — возможность увеличения своей доли. К новым альянсам Немецкий концерн намерен продавать через дилерскую сеть КамАЗа легкий коммерческий грузовик Mitsubishi Fuso (брэнд принадлежит Daimler) и организовать на мощностях завода сборку тягача Mercedes-Benz Actros. КамАЗ, в свою очередь, получит доступ к технологиям и локализует кабину Actros для установки на своих грузовиках, что позволит заводу выйти в сегмент магистральных тягачей, в котором присутствуют все европейские брэнды и МАЗ. Стороны обсудили более 20 возможных совместных проектов производства автомобилей, узлов и агрегатов и уже в январе готовы приступить к их детальной проработке. О привлечении стратегических парт¬неров во все сегменты своего бизнеса под занавес года сообщил и глава «Базэла» Олег Дерипаска. Наиболее реальным инвестором для ГАЗа, долг которого составляет около 1 млрд долларов, называют канадскую Magna: слухи о продаже ей пакета акций «Группы ГАЗ» возникли еще в октябре, но ГАЗ их никак не комментирует. Не отказывается от планов покупки у группы «СОК» Ижевского автозавода (мощность – 200 тыс. автомобилей в год) АвтоВАЗ. СОК готов диверсифицировать свой бизнес и отказаться от производства машин, сосредоточившись на продаже запчастей и автомобилей. Стороны собирались в октябре закрыть сделку стоимостью 357 млн долларов, однако дефицит оборотных средств в условиях кризиса заставил АвтоВАЗ обсуждать альтернативные формы оплаты — в частности, активами дилерского холдинга «Лада-сервис», стоимость которого сегодня оценивается в 150 млн долларов. Эксперты одобряют сделку в целом, однако считают обмен сбытового холдинга на «Иж-Авто» невыгодной для АвтоВАЗа формой финансирования покупки. Так, по мнению руководителя нижегородской консалтинговой компании «Бизнес плюс» Ивана Калинина, потеря «Лады-сервис» нанесет ущерб тольяттинскому автозаводу, так как сбытовой холдинг является не только дополнительным источником дохода, но и инструментом маркетинговой и ценовой политики АвтоВАЗа. Жесткая посадка Кризис вынуждает всех производителей автомобилей так или иначе корректировать свои планы. Порой – радикально. Пуск новых мощностей в Нижегородской области, заявленный на 2009 год, откладывается на неопределенное время. Кризис обострил противоречия партнеров компании UTТECH — украинского концерна «Богдан» и корпорации «Укравто». Они планировали вложить 470 млн долларов в создание сборочных мощностей по ежегодному выпуску 160 тыс. легковых автомобилей Chevrolet Aveo и Lanos и шести тысяч автобусов, и еще 300 млн долларов — в создание производства комплектующих: автомобильных шасси и дизельных двигателей Isuzu для среднетоннажных грузовиков и автобусов малого и среднего класса. Внутренние распри и до кризиса мешали соинвесторам развивать свой проект более активно. А теперь «Богдан» и вовсе заморозил производственный проект в Нижегородской области. Не спешит с выходом на стагнирующий рынок и компания «Савеко», совместное предприятие итальянской Iveco и нижегородской «Самотлор-НН» по выпуску легких коммерческих автомобилей Iveco Daily. «Савеко» откладывает пуск производства с первого квартала на конец 2009 года, сообщил менеджер проекта Умберто Скотти. Вложив в проект более 50 млн евро, инвесторы планировали с 2010 года выпускать 25 тыс. автомобилей в год. Сейчас на временной линии мощностью 2,5 тыс. машин в год собрана опытная партия из 40 автомобилей, и на этом предприятие пока остановилось. Нет спроса, так как банки сократили выдачу автокредитов — объясняет г-н Скотти. Главный нижегородский автопроизводитель – «Группа ГАЗ» — в октябре прекратил выпускать нерентабельную легковую «Волгу» и периодически останавливает главный конвейер по сборке легких коммерческих грузовиков. Аналитик Елена Сахнова считает остановку конвейеров вполне прогнозируемой: бессмысленно загружать склады, когда продажи падают. Из-за недоступности автокредитов и лизинга спад продаж во всех продуктовых сегментах составил в ноябре-декабре 30−35%. В результате выручка ГАЗа в ноябре сократилась по сравнению с сентябрем в 2,7 раза. После новогодних каникул ГАЗ вводит трехдневную рабочую неделю и начинает прямые продажи, минуя склад, строго по заявкам автодилеров. Неудачным оказалось время и для вывода на рынок новой модели Горьковского автозавода — Volga Siber: председатель правления «Группы ГАЗ» Сергей Занозин заявил, что в связи с кризисом в 2008 году план выпуска снижен с 10 до 3−4 тыс. машин. Длинные новогодние каникулы запланированы и на других поволжских автозаводах: УАЗ (входит в компанию «Соллерс») гуляет до 9 февраля – на площадке автозавода, который в лучшие времена продавал по семь тысяч машин в месяц, к началу декабря скопилось 17 тыс. нераспроданных авто. АвтоВАЗ вдвое снизил мощность своего конвейера, а новогодний отдых продлил до 30 января.
|