В качестве своего чуть ли не самого главного достижения в последние годы чиновники администрации Санкт-Петербурга провозглашали «Формирование автокластера в Шушарах». Но не успели горожане подивиться новому русскому слову «кластер», как грянул кризис, и произошло то, о чем предупреждали аналитики-пессимисты… Еще в начале августа 2008 года в СМИ просочилась информация о том, что «Судзуки» может отложить запуск своего завода в Шушарах. Или вовсе отказаться от его строительства. В качестве официальной причины «японского беспокойства» было указано, что на территории, зарезервированной под строительство, в почве было внезапно обнаружено 2 млн тонн торфа. На его вывоз потребовалось бы 1,2 млрд рублей, и городские власти отказались финансировать эту процедуру. Впрочем, власти Ленобласти японцам предложили целых три альтернативных участка – на выбор, по 50 гектаров каждый. О том, как шли переговоры автопромышленников и чиновников в дальнейшем, официальной информации не было. На декабрьской пресс-конференции, посвященной проблемам государственной поддержки автокластера, представители комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле (КЭРППиТ) уверяли: инвесторы пока «не заявляли о своих планах закрывать какие-либо производства или отменять строительство заводов». Перед Новым годом представители «Судзуки» вновь высказали сомнение: строить свой завод в Шушарах или нет. Опять заговорили про «плохой грунт», а также была упомянута «ухудшившаяся экономическая ситуация», которая вынуждала «пересмотреть объемы инвестиций». Отчего-то об альтернативных участках в Ленобласти японцы уже не вспоминали. И вот в начале 2009-го из Токио пришло сообщение об окончательном отказе инвесторов от сборки автомобилей «Судзуки» на территории РФ. Поскольку спрос на автомобили упал во всем мире, было остановлено несколько зарубежных проектов, в том числе и петербургский. Проблемы появились и у других компаний. Так, заморозила строительство заводов в России и Toyota. В Петербурге, правда, осталась одна сборочная линия, производящая локализованную версию Toyota Camry. Но, несмотря на то что завод японского автогиганта не закрыт, фактическая доля его продукции на рынке невелика. Вместо планировавшихся на 2008 год 16 тыс. автомобилей в первом полугодии было произведено всего 1,5 тыс. машин. По второму полугодию официальных данных пока нет, но представляется сомнительным, чтобы этот план был выполнен хотя бы наполовину. Так что решение остановить строительство второй очереди завода в Шушарах и отказаться от возведения других предприятий в России выглядит вполне логичным. Конечно, кризис производства затронул не только Россию, но и весь мир. Однако как быть с громкими заявлениями о петербургском автокластере как о «флагмане экономики региона»? Впрочем, у проблемы есть и другой аспект... www.spbvedomosti.ru |