2008 год оказался чуть менее богатым на события, чем год 2007-й, который можно считать “золотым рубежом” новейшей российской автоистории. Большую часть 2008 года российский авторынок развивался относительно спокойно и по итогам должен был стать гарантом стабильности для автопроизводителей. Однако грянул кризис: недавний запуск новых автозаводов теперь сопровождается массовым разорением крупнейших автодилеров. Несмотря на крайне нервную обстановку осенью, в течение года произошло несколько событий, которые позволяют думать, что не все у нас пока так плохо, как в Европе и Америке. Как минимум отечественные автопроизводители получили мощную государственную поддержку и хорошо просматривающуюся перспективу. Главным событием 2008 года стала продажа в марте 25-процентного пакета акций АвтоВАЗа концерну Renault-Nissan. Скептики давно ожидали, что стагнирующее тольяттинское предприятие окажется в руках каких-нибудь предприимчивых иностранцев, и вот – свершилось. Представители франко-японского концерна официально вошли в совет директоров АвтоВАЗа, где раньше существовали кресла только для “своих”. В рамках партнерства планируется развивать марку Lada и собирать при этом импортные моторы и коробки передач. Всего к 2014 году объем производства должен составить до 1,5 млн автомобилей. АвтоВАЗ продали иностранцам Впрочем, не успели французы провести ревизию на ВАЗе, всплыла неутешительная тенденция – запуск новых продуктов в очередной раз откладывается. Если для других автопредприятий выпуск принципиально нового легкового автомобиля вроде как некритичен, то для тольяттинского завода, в очередной выбившего из государства миллиардные кредиты на новые проекты, затягивание процесса становится просто уже неприличным. Изначально в планах Renault и АвтоВАЗа к 2009 году значилось создание совместно разработанного нового бюджетного автомобиля (универсала на базе Renault Logan), но этого продукта как не было, так и нет, что не может не огорчать болельщиков российского автопрома. По новой информации, проект по созданию “бюджетного автомобиля” отложен до 2010 года. Volga Siber Эпохальным можно назвать выпуск нового продукта от другого российского автогиганта – ГАЗа. Впервые модель Volga Siber была показана россиянам на МИМС-2007, но конвейер, купленный у Chrysler, стартовал только в уходящем году. Машина, хоть и построена на американской платформе, считается фактически русской – кузова автомобилей свариваются и красятся в России. Северсталь-авто превратился в Sollers Среди других достижений отечественных автопроизводителей можно отметить успешный ребрендинг “Северсталь-авто” в прогрессивную и развивающуюся компанию Sollers. “Сдался” наконец иностранному инвестору и последний из могикан, КамАЗ, 10% акций которого достались в этом году немецкому концерну Daimler AG. Сотрудничество с немцами должно обезопасить одно из наиболее успешных российских автопредприятий от последствий финансового кризиса. Сборка Ford Mondeo в России откладывается Отметим, что в это время правительство РФ и лично президент Д. Медведев пообещали всем российским автозаводам (ВАЗ, ГАЗ, ТагАЗ, КамАЗ) государственную поддержку в виде льготных кредитов, в частности субсидированных кредитных ставок и др. Предпринимается и ряд других антикризисных мер, которые должны облегчить жизнь российским автомобилестроителям: как отечественным, так и иностранным, работающим на территории РФ. Закладка новых автозаводов продолжила тенденцию прошлого года. В этом году к рядам “отличников” присоединились компании Hyundai и PSA Peugeot Citroen & Mitsubishi, которые очень вовремя успели “застолбить место” под свои будущие автопредприятия в России. По плану начал работу и автозавод General Motors в пос. Шушары Ленинградской области. Что касается дальнейшей реализации других крупных проектов, в частности автозаводов Nissan, Suzuki, старт этих заводов может быть отложен – сегодня тяжело избежать проблем со свободными финансовыми средствами, логистикой да и собственно с продажами будущей продукции. Многие автопроизводители уже предпочли отказаться от расширения производственных мощностей, запланированного на 2009-2010 гг. Так, например, запуск сборки Ford Mondeo в очередной раз откладывается. “Автофрамос” также не торопится расширять московскую линейку моделей Renault. Наряду с этим окончательно отсеялись изначально довольно странные проекты, как СП украинских компаний “УкрАвто” и “Богдан” в Новгородской области по сборке Chevy Lanos и китайский автозавод по сборке внедорожников Great Wall в промзоне “Алабуга”. Окончательное закрытие “китайской темы” было осуществлено опять же в целях поддержки отечественных автопроизводителей. Резкое сокращение объемов продаж в 2008 году оказалось фактически непредсказуемым, однако рост авторынка в 30% мы все-таки в 2008 году обеспечили, что, в принципе, ненамного отличается от прошлогоднего прогноза по росту в среднем в 40%. Следующий год может закончиться гораздо более плачевными итогами. Большинство аналитиков опасается строить прогнозы на следующий год, однако, по разным оценкам, грядет падение рынка в среднем на 30-45%. Таким образом, если к концу этого года будет продано около 2,7 млн автомобилей, то в следующем году рынок может сократиться до 1,75 миллиона проданных автомобилей. Порадовало, что, несмотря на упадок, связанный с финансовым кризисом, автомобильные вопросы приобретают сейчас значение, которого раньше никогда не имели. Руководство страны, защищающее интересы иностранных инвесторов, регулярно посещает автозаводы и участвует в обсуждении насущных проблем, выделяет из бюджета деньги и предпринимает активные действия по спасению отечественного автопрома. О том, насколько эти действия действительно эффективны, можно судить по народной реакции на введение новых таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок. Столь серьезных митингов и проблем национально-социального характера в российском автопроме отродясь не было – потому что не было самой проблемы. www.autonews.ru |